Сергей Пускепалис: «Меня не обманывает успех»

Актер и режиссер — о поклонниках, будущих кинопроектах и отношении к театральным работам сына.
Фото: ТАСС/Артем Коротаев


21 января в петербургском театре Комедии имени Н.П. Акимова состоится премьера спектакля «Где зарыта собака». С постановщиком пьесы Алексея Слаповского Сергеем Пускепалисом встретился корреспондент «Известий».


— Вы год не ставили спектакли — снимались в кино. Соскучились по театру?

— Конечно! Театральная режиссура — это основная профессия, которой я учился и в которой пригодился. Я выпустил в МХТ имени Чехова два спектакля: «Дом» Гришковца и Матисон и «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова, в Московском Губернском театре — «Конец света откладывается!» по пьесе Слаповского. Последняя моя постановка — детский спектакль в саратовском ТЮЗе, где я прослужил десять  лет.

На 101-летие со дня рождения Юрия Петровича Киселева, моего первого педагога, я выпустил в этом театре «Приключения Солнышкина». Мне кажется, получился веселый, забавный и правильный спектакль про юнгу — путевка во взрослую жизнь для детей, особенно пацанов, чтобы они четко понимали, куда показывает компас жизни. Я ведь сам служил на флоте.

— Алексей Слаповский — ваш постоянный соавтор. Как шутят акимовцы, «Пускепалис на Слаповском собаку съел!»

— Спектакль надо делать с друзьями. Алексей — не только мой партнер, но и друг, я разбираюсь в специфике его «колдовства». Это первое представление пьесы «Собака» на театральной сцене.

— Как вы определяете жанр спектакля?

— Как и Слаповский, «не комедия».

— Ваше мнение: надо ли зрителю, собравшемуся в театр, подготовиться к спектаклю, прочитать пьесу?

— Кому как. Мне кажется, это мешает восприятию постановки. По-моему, лучше сначала посмотреть спектакль, а потом — прочитать оригинал, если интересно. Театр — это информация, и цель искусства — поучать, развлекая. Если бы я был молодым человеком, купившим билет в театр, то не стал бы перед этим читать пьесу. Иначе для чего тогда театр? 

Если зритель начитанный, искушенный, если ему любопытно, какая интерпретация материала будет в этом театре, — другое дело. Но рядовой зритель готовиться к театру не обязан. Главное, чтобы спектакль его трогал, волновал, а уж нюансы режиссуры — это для знатоков, театральных гурманов.

— Вы взяли на вооружение методы Петра Фоменко? Вы ведь бывали на его репетициях…

— …и работал ассистентом на спектакле «Египетские ночи». Но как Фоменко — не получится, для этого надо быть Фоменко. У него был свой театр, а у меня каждый раз новые люди, их нужно подключить к идее, придумать с ними роль. Потом им выходить к зрителю, держать ответ за то, что мы насочиняли. А я в ответе за всё: правильно или неправильно были распределены роли, разобран материал… 

— Вы на экранах постоянно: в кинотеатрах шел «Ледокол», а по ТВ — исторический сериал «София». Меня поразило, что даже коллеги по цеху, а не только простые зрители, хотят с вами сфотографироваться. Как вы к этому относитесь?

— С пониманием. Это нормально. Меня не вводит в заблуждение успех. Люди фотографируются с персонажем, не со мной. Они смотрят семьей фильм по телевизору, пьют чай, и я у них дома, как гость. 

— Кто может сказать вам, что вы, например, где-то сфальшивили? «Знаешь, старик, тут ты не прав…»

— Да я сам себе в первую очередь говорю, не обольщаюсь. А «как надо» — порой никто не знает. Иногда моя позиция и чье-то мнение не совпадают, но что точно — за каждый квадратный сантиметр своего спектакля и фильма я несу ответственность. Как говорят, если всё хорошо — молодцы артисты, если плохо — виноват режиссер.

— Есть актер или актриса, с которыми вы мечтаете поработать в кино или театре?

— Такого, чтобы я видел какого-то актера в мечтах вместе поработать, нет. Я не маньяк в этом смысле. Жизнь предлагает что-то, я смотрю и говорю: да или нет. Счастлив, когда удается встретиться с тем или иным талантливым артистом, мы поддерживаем контакты дальше. Актеры, с которыми работал на спектаклях в МХТ, теперь мои товарищи. Как говорится, в кино встречаются на время — делают навсегда, а в театре собираются навсегда — делают на время.

— У кого вы сейчас снимаетесь, какие роли играете?

— Юрий Лейзеров снял сериал «Доктор Анна», про лихие 1990-е. У меня роль генерала, решившего стать депутатом и даже баллотироваться в президенты страны. Моя партнерша — замечательная актриса Карина Андоленко. У режиссера Алены Званцовой сыграл командира космического экипажа в «Частице Вселенной» — это история о мужской дружбе и большой любви.

Заканчиваем снимать «Золотую орду»: конец XIII века, Древняя Русь под игом монголо-татар... Мне досталась роль воеводы Еремея. Еще скоро выйдет детектив «Фальшивомонетчики» Марка Горобца (мой герой — сотрудник полиции, эксперт-криминалист) и «Со дна вершины» — замечательная история про мальчика-инвалида, горнолыжника, преодолевшего свою драму и оставшегося в строю (на двух протезах!). Там я играю протезиста.

— А что в будущем?

— Слава Росс — я снимался у него в картине «Сибирь. Монамур» — работает над детективом «Оперетта». Тут игра слов — «опера» (полицейские) и музыкальный жанр. Персонажи Алексея Чадова и Юлии Снигирь расследуют серию убийств, а мой герой, режиссер, снимает сериал про ментов. Сергей Мокрицкий будет снимать новое кино про советский ЭПРОН (экспедицию подводных работ особого назначения), мы обсуждаем возможную работу. Два моих фильма на время заморозили: «Трейдер» режиссера Феликс Герчиков) и «Операция Мухаббат» — драма об афганской войне. Ее снимает Алексей Сидоров, у меня роль советника Горбачева. Кроме того у меня много фильмов, которые давно сняты, но всё не выходят…

— У вас роли как на подбор: генерал, командир ледокола или космического экипажа…

— Да, я ответственный человек (улыбается).

— После фильма «Клинч» — вашего режиссерского кинодебюта — вы говорили, что есть еще идеи. Взялись бы, скажем, за длинную сагу?

— Долгосрочный телепроект? Почему нет? Поднять какую-то интересную тему, поизучать ее — здорово. И такие предложения были.

— Ваш сын Глеб стал артистом, работает в театре СТИ Сергея Женовача, снимается в кино. Как вы отнеслись к его выбору?

— Глеб начал участвовать в спектаклях еще школьником. Но это не значит, что ему на приемных экзаменах в ГИТИСе делали поблажки. А теперь я вижу, как Глеб работает, смотрю все его спектакли. Парень он трудолюбивый.

— Вы работали актером в театре, стали режиссером, возглавляли коллективы в Магнитогорске и Ярославле, параллельно снимались в фильмах, затем сами сняли «Клинч»… С удовольствием переключаетесь с кино на театр?

— Жизнь одна, надо хотя бы в одной области все попробовать. Все это очень интересно. А если еще и получается неплохо, и приносит людям какое-то удовлетворение — то почему бы этим не заниматься?


Справка «Известий»

Сергей Пускепалис окончил Саратовское театральное училище, служил актером в саратовском ТЮЗе, учился у Петра Фоменко в РАТИ. Работал режиссером в самарском театре «Понедельник», главным режиссером Магнитогорского театра драмы им. А.С. Пушкина, режиссером-постановщиком Московского театра-студии под руководством Олега Табакова, главным режиссером Российского государственного академического театра драмы имени Фёдора Волкова (Ярославль). Среди его киноработ — фильмы «Простые вещи»  «Как я провел этим летом» (приз Берлинале-2012 за лучшую мужскую роль) «Сибирь. Монамур», «Метро», «Жизнь и судьба», «Крик совы», «Битва за Севастополь», «Ледокол», «София» и др. 
Автор
Светлана Мазурова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе