Сорвали аплодисменты. Часть 2

«Наша Версия» анализирует становление байкерской субкультуры.
Фото – Татьяна Егорова


С течением времени мотоклубы во всём мире приобрели более или менее устойчивые структуры. Они могут отличаться в зависимости от страны, местных условий и традиций, конкретных уставов клубов, но в целом имеют ряд схожих черт и традиций.


Проанализируем пути их становления. В первой части нашего культурологического исследования, мы выяснили, что после ряда громких событий, как в описанном нами ранее погроме, учинённом летом 1947 года в небольшом калифорнийском городке Холлистер, (на основе чего был впоследствии снят фильм «Дикарь») члены нескольких байкерских группировок и их дружбаны, замеченные в дебоширстве и прочих непотребствах, были с треском исключены из АМА («Американской Мотоциклетной Ассоциации» – общественной организации, проводившей тематические фестивали, вырабатывавшей правила и представлявшей интересы мейнстримового мотоциклетного сообщества).

Столь громко и отвязно выступившие мотоциклисты, ничуть не расстроились по поводу своего исключения из АМА, плюнули на официоз и ушли в отрыв, став родоначальниками той субкультуры, которую мы сейчас понимаем под байкерской. Так родилась одна из самых знаменитых и опасных байкерских группировок в мире под названием «Ангелы Ада» (Hells Angels), чьё название по легенде, отражённой на официальном сайте мотоклуба, «имеет отношение к существовавшей в годы Второй мировой войны 303-ей американской эскадрилье тяжёлых бомбардировщиков с названием Hell’s Angels. Эскадрилья была названа в честь знаменитого фильма режиссёра Говарда Хьюза «Ангелы ада», снятого ещё в 1930-м году», повествовавшего о непростой судьбе двух военных лётчиков. Картина тогда нравилась многим пилотам…


Обложка фильма «Ангелы Ада» (фото: Wikimedia Commons/ doctormacro.com)


По одной из версий, членам двух мотоклубов — Boozefighters и Pissed Off Bastards, неслабо «почудивших» в Холлистере, пришлось по душе «предложение ветерана эскадрильи «Ангелы Ада» Арвида «Oley» Ольсена объединиться и принять это название и эмблему для своего клуба. Что произошло в 1953 году в городе Сан-Франциско (Калифорния). Есть и другая версия, в соответствии с которой «Ангелами Ада» первыми стали называться 13 человек из другого калифорнийского города – Сан-Бернардино в 1955 году».

В общем, как бы то ни было, в основу философии подобных сообществ легли нарративы романтики (братство, взаимовыручка, любовь к общению и путешествиям, тяга к перемене мест, культ дороги, верность бренду определенной мототехники, связанная с техническими знаниями, умение разбираться в ней и пр.). А также нонконформизм (неприятие общественных норм поведения, неприхотливость в еде, непривязанность к бытовому комфорту, игнорирование законов и пр.). Где-то сбоку маячили любопытные воззрения битников, навороченные восточные учения и другие мудрости, что прекрасно описано в знаменитом романе «Дзен и искусство ухода за мотоциклом» Роберта Пирсига.


Старенькая Yamaha (Фото – Татьяна Егорова)

Сам мотоцикл в таком ракурсе представал как носитель особого «образа жизни», символа свободы и своеобразного бунта молодых против негибких законов и жёстких правил потребительского общества, созданных более старшими по возрасту поколениями. Во что это вылилось на самом деле с течением времени, мы проанализируем далее.

Вкратце скажем, что некоторые проницательные, ушлые, смекалистые и умные сразу поняли, что перед ними очередная иллюзия, благодаря которой можно отлично «полировать» мозги, контролировать, манипулировать и управлять, некоторыми склонными к антиобщественному поведению и определённым образом понятому романтизму, людьми (коих, заметим, всегда было немало!).

Уже к началу/середине 1970-х годов «подноготная» вопроса для тех, кто хотел разобраться в теме, была ясна. К примеру, как это сделал на собственном опыте (и, в результате) чуть не погиб, знаменитый писатель, создатель гонзо-журналистики Хантер Томпсон в своём романе «Ангелы Ада». Но в конце 1940-х и в начале/середине 1950-х годов эту «фишку» мало кто просёк!


Harley-Davidson. Тюнинг (Фото – Татьяна Егорова)


Посему подобный «рок-н-ролл», «крутизна», отвязный стиль поведения и прочие немудрёные жизненные принципы легли на благодатную почву, которую смачно удобрил своей продукцией Голливуд, выпустивший в 1960-х и последующих годах огромное количество разномастной продукции, среди которой были как настоящие шедевры, так и полный трэш, что мы исследуем далее.

Самые крутые из этих новоявленных мотомессий, которые неожиданно для обывателей стали законодателями байкерской (частично мотоциклетной) моды и ориентиром для многих оболтусов (даже из добропорядочных семей) теперь предпочитали ездить исключительно на Harley-Davidson (который, кстати, вплоть до середины 1990-х годов именовался не иначе, как «ведро с болтами»).

В байкерский обиход вошли определённые стили одежды, среди которых особое место заняли нестиранные джинсы или кожаные штаны, черные кожаные (поначалу лётные, после «косые») куртки и кожаные жилеты, на которых стало принято размещать тематические нашивки и обозначения (о чём далее).


Маска Skull (Череп) (Фото – Татьяна Егорова)


Появились тяжелые сапоги либо казаки, массивные серебряные украшения, браслеты и перстни, банданы, солнцезащитные очки особой формы, шлемы в виде военных касок, кожаные перчатки с отрезанными пальцами, майки с мотоциклетной и клубной символикой, татуировки и ушной пирсинг.

Бороды, небритость, нечёсаные патлы, запахи машинного масла и бензина, смешанные с недельным перегаром, живописно дополняли нестандартный облик байкеров. В музыкальных пристрастиях преобладали ритмы блюза, фолка и только проклёвывавшегося рок-н-ролла!

Естественным образом подобные байкерские объединения стали самоорганизовываться и структурироваться. Так как среди байкеров было много отставных военных (лётчиков) и немало склонных к криминальному пониманию и решению (таким образом, возникающих вопросов) людей (среди которых иногда попадались настоящие преступники – outlaws «вне закона», как будет назван впоследствии один из мотоклубов) то, по нашей версии, не будет большим преувеличением предположить, что в их основу легли полувоенные/полукриминальные принципы и сопутствующие им жизненные понимания с их особой дисциплиной и иерархией! Очевидно, что здесь масса «играет» короля, а совсем не наоборот, как кому-то может показаться…

Об основных моментах, символике, терминологии, связанных с постепенно сложившимися байкерскими структурами, способами их управления и добывания «хлеба насущного», а также об особой роли, сыгранной в их становлении кино, модой и музыкой, мы поговорим в дальнейшем.


Продолжение следует.

Автор
Степа ГАЗЗАЕВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе