Торжество Света

Народные традиции в Светлую седмицу

Звоном колоколов, волочебными песнями, хороводами, катанием яиц встречал весь крещеный русский мир Пасхальную, Светлую, Святую, Великоденскую неделю. И как было не радоваться, как не веселиться, когда все кругом пробудилось, восстало из тьмы, страха, предательства, смерти.

«Ходить под Богами»

Хороводы – хороводами, песни – песнями, но только после того, как церковный причет в сопровождении богоносцев с образами, крестами, хоругвями обойдет каждый дом, пропоет перед каждой божницей радостные пасхальные песнопения. В богоносцы, «оброшники» или «оброшницы» вербовались, как правило, из благочестивых стариков или старух, давших обет всю Светлую Седмицу «ходить под Богами», часто с целью своим усердием и послушанием вымолить ту или иную милость: избавить от болезни, уберечь родных от беды.


Одетых во все белое, чистое, шествующих с поднятыми иконами, поющих «Христос Воскресе», несущих милость Божью – их с нетерпением ждали в каждом доме: зажигали свечи в красном углу, на стол накрывали скатерть, поверх скатерти клали одну или две ковриги хлеба, под угол скатерти насыпали соль, которая, согласно поверью, по окончании богослужения становилась целебной. Накануне появления процессии везде готовили ведра и кадки с житом, куда жданные гости ставили принесенные ими святыни, тем самым освящая будущий урожай. Освященное зерно хранили до посева и высевали прежде всякого другого.

За богоносцами неотступно следовали слепцы, калики перехожие, разносившие из одного конца русской земли в другой песенные сказы о Светлом Христовом Воскресении. Крестьяне всегда радушно встречали странников, не жалея хлеба-соли, а в пасхальные дни особенно. Существовало предание: будто Иисус с апостолами, одетые в нищенское рубище, никому неведомые, скитаются по земле с первого дня Светлой недели до самого Вознесения, испытывают людское милосердие, награждая великими милостями добрых и карая злых.

Когда «иконы прошли»…


Как только заканчивались молебны перед всякой божницей, как только благословлял служитель всякий двор, так начинался разгул: все прямиком бежали на колокольню. Парни и девушки, мужики и бабы, ребятишки — все здесь толпились, трезвонили в колокола днями напролет, так что всю Светлую неделю раздавался благостный пасхальный звон отовсюду. А затем и на качели шли кататься, катались без устали, до изнеможения, весело и шумно. А у детворы неизменно излюбленное развлечение — катание яиц. Пасхальные яйца скатывали по специально сделанным из картона, например, дорожкам, по шиферным листам или с небольших горок. Цель игры — завладеть другими яйцами, которые вместе с различными игрушками и безделушками раскладывали рядом. Так крашенки согласно пасхальному обычаю переходили из рук в руки, не переставая тем самым символизировать камень, скатившийся с Гроба Господня перед воскресением Христа. Заводили наконец и хороводы, да и каких только хороводов не было: великоденские, радонецкие, никольские, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, ивановские, успенские, семенинские, капустинские и покровские. Как в Светлую среду начинали водить, так и продолжали до самого Троицына дня — каждый вечер.
Подобно тому, как на Святки ходила коляда, песни пела, дары просила, так в первые три дня Пасхи ходили волочебники от одного дома к другому, пока всю деревню не обойдут с волочебными песнями. Волочебниками преимущественно были бабы, а не парни, собираясь толпой, подходили к окнам домов и пискливыми голосами пели:

«Ай, шли-прошли волочебники.
Христос Воскрес, Сыне Божий!»

Затем величали самого хозяина дома и все его хозяйство, а взамен выпрашивали награду, что-нибудь из съестного или деньги. Редко кто осмеливался не уважить просьбы волочебников из боязни услышать неприятные пожелания. «Кто не даст нам яйца – околеет овца, не даст сала кусок – околеет телок; нам не дали сала – коровушка пала».

Торжество Света

«Умер на Пасху – и яичко в руку!»

Счастлив тот, кто умрет на Пасху – так считали наши прапрабабушки- дедушки, будучи уверенными, что с первого дня Светлого Христова Воскресения отверзаются врата райские и остаются отворенными до самого Вознесения. Потому старики и старухи, многое повидавшие на своем веку, кому не жалко уже было расстаться с жизнью, молили Бога, чтобы привелось им почить в дни Святой недели, а лучше в Светлую заутреню.

Пасхальный период – время, когда человек подспудно, сам того не сознавая, приближался к миру мертвых, миру по ту сторону, который рано или поздно из «чужого» и неведомого становится «своим».

Стяжая дух строгим постом, поминая Страсти Господни, размышляя о воскресении, победе жизни над смертью, не мог не поминуть живой умерших, не мог не отдать дань почести предкам своим, добрая память о которых обеспечивала благополучие, гармоничное сосуществование двух миров. Хотя церковь не приветствовала посещения кладбища в Пасхальную неделю, предназначая для этого вторник на Фоминой неделе, в некоторых местностях народ ходил христосоваться с покойничками в Святой понедельник. А в западных и южнорусских губерниях крестьяне шли к могилкам сразу после праздничной литургии в Светлое Христово Воскресенье, не дожидаясь Фоминой Радоницкой недели, следующей за Святой Пасхальной.

http://cyrillitsa.ru/tradition/7149-torzhestvo.html
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе