Тверже камня

Большой путь начинается с первого шага. 

И героиня нашей рубрики «Увлечение» Екатерина Тарасова доказала это. Во-первых, она смогла превратить свое увлечение — лепку из глины в бизнес. Во-вторых, преодолела и преодолевает множество препятствий, которые возникают на ее пути. Она со всем справляется и продолжает идти вперед.

Екатерина Тарасова — основатель семейной гончарной мастерской «Клюква», жена, мать двоих детей.


Екатерина, полтора года назад вы открыли в Ярославле достаточно популярную на сегодняшний день семейную мастерскую «Клюква» по лепке керамических изделий. Расскажите, пожалуйста, о своем пути от первого интереса к керамике до открытия студии.


Все началось с моего прошлого увлечения и по совместительству дополнительного источника доходов. Мы тогда еще жили на Крайнем Севере, в небольшом городе под названием Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа. Там я делала украшения с натуральными растениями, залитыми эпоксидной смолой. Они пользовались популярностью и хорошим спросом. Для вдохновения и новых идей я очень много времени проводила на различных сайтах для творческих людей, в том числе на ресурсе Pinterest.

И вот в очередной раз я рассматривала фото изделий и наткнулась на керамическую чашку ручной работы. В моем сознании произошла нестыковка. Раньше я представляла себе глиняные изделия примитивными, землистого цвета и, по сути, слишком крафтовыми. Как «черепки» из учебников истории. Не подумайте, я к крафту очень хорошо отношусь, просто это не совсем мой стиль. А на том фото была очень яркая кружка: глазури растекаются, интересный дизайн, множество цветов.

Невероятное красиво!

Собственно, я продолжала делать свои эпоксидные украшения и понемногу погугливать «как это?» да «что это?». Выяснила, что для керамики нужна печь и достаточно много различных материалов для работы. Поделилась своим интересом с мужем и первое, о чем он меня спросил: «Сколько надо денег?» (Смеется.)

Это была осень 2017 года. Мы как раз планировали свои новогодние праздники в Санкт-Петербурге и решили, что надо сходить на обучение по работе с глиной. Муж меня всегда и во всем поддерживает… Нашли подходящие для нас курсы, причем не обычный мастер-класс, а основательное и серьезное обучение. Нам важно было понять весь процесс и определиться: нравится, не нравится… Но нам, как вы уже догадываетесь, понравилось.


И закрутилось?

Да, причем все достаточно стремительно закрутилось. В течение января 2018 года нам стало понятно, что надо действовать и нужны деньги. Причем для такого небольшого города, как Нарьян-Мар, с численностью в 24 тысячи человек, срок окупаемости был достаточно большой. Отсюда родилась концепция с мастер-классами и, соответственно, с мастерской. Мы изучили тему грантов от городской администрации и решили поучаствовать.

В феврале 2018-го я открыла ИП, совместно с мужем написала проект для гранта, в апреле его защитила, а к лету мы уже поехали на новую учебу, где и закупились всеми необходимыми материалами для работы с керамикой. Получается, полгода как на одном дыхании прошли.

Наша мастерская начала работать в июле 2018-го, а 11 августа было официальное открытие. За месяц мы как раз успели подготовить пробники изделий, стеллажи с собственной продукцией, настроить оборудование, и уже можно было приглашать гостей.


Как шли дела после открытия мастерской?

В целом все было хорошо. Со временем мы переехали в другое помещение, тем самым расширив свое пространство, включая производственные мощности. А впоследствии стали уже отправлять нашу продукцию в другие города. Появился спрос и на готовый продукт, и на мастер-классы.

Однако в тот период мы параллельно работали на своих основных работах и совмещали их с деятельностью в мастерской. Не было такого, что 11 августа 2018 года мы проснулись и сказали себе: «А теперь мы керамисты!». Мы не написали заявления на увольнение на наемной работе. Нам нужно было платить за аренду помещения, зарплату мастеру, закупать материалы, да и самим жить на что-то. На том этапе выручки мастерской на все не хватало.

Потом стало попроще. Летом 2019 года я ушла в декрет и вплоть до рождения своего первого ребенка — а он у нас родился 1 октября — работала в мастерской.

Почему вы решили переехать в Ярославль? Ведь, на первый взгляд, у вас все складывалось очень даже хорошо.

На это был ряд причин, как личных, так и географических. В том числе мы понимали, что для роста нам нужно больше аудитории и возможностей. А на Крайнем Севере что-то развивать очень сложно, как минимум из-за дороговизны логистических расходов. И после трех лет работы мастерской мы решили переехать в Ярославль. С этого момента начался наш «путь война». (Смеется.)

Почему? Что случилось?

Было гораздо сложнее открываться и раскручиваться, чем в Нарьян-Маре. С одной стороны, у нас уже был опыт, были материалы, оборудование. А с другой — про нас в Ярославле никто не знал. В Нарьян-Маре благодаря моему опыту работы на региональном ТВ и в культуре я умела создавать инфоповоды. Да и само появление такой мастерской в маленьком городе, как вы понимаете, это уже событие. К тому же работало сарафанное радио: знакомые рассказывали своим знакомым о таком необычном для нашего городка досуге. А в Ярославле, как я уже сказала, на момент открытия нас никто не знал.

Открылись мы в Ярославле в конце октября 2021 года, и первые полгода было сложно. Даже очень. Мы работали не то чтобы в ноль. Мы работали в минус. Мы не нанимали мастера, потому что не понимали нашу экономику. Местоположение нашего помещения было непроходным. С одной стороны, это минус, потому что про нас никто не узнавал. А с другой – плюс, потому что мы не должны все время работать на посетителя, нам нужно производить продукт. В любом случае это было осознанное решение: нас устроило соотношение цены и качества. Именно поэтому мы бросили все силы на развитие мастерской в социальных сетях, в основном, в запрещенной сегодня социальной сети. И у нас стало получаться. Вроде бы мы начали из минуса выкарабкиваться, и в марте 2022-го наш основной источник пиара блокируют. А потом еще страны, из которых завозят материалы для нашей работы, объявляют России санкции.

Рассказываю все это, и смеяться хочется. Даже несмотря на то, что было очень сложно, мне просто не верится, что это могло все случиться с нами почти в один момент. Я вообще не понимаю, как мы все это вынесли. Но, как видите, сейчас я даю вам интервью, значит, все наладилось. Да, все наладилось! И я благодарна за весь наш путь и за тот колоссальный опыт, который мы получили. Мы теперь как глина: обожглись и стали тверже камня. Вместе с этим мы стали взрослее, мудрее, амбициознее. А главное, мы теперь верим в себя гораздо больше, чем верили год назад.


Как вы встроились в новые реалии?

Во-первых, мы перестали ждать, что все вернется как было. Случилось то, что случилось, и другого не будет. В итоге мы перешли на новые материалы для работы, и уже уверенно чувствуем себя с ними.

Во-вторых, мы отказались от производства керамической посуды и решили сделать акцент на небольшую сувенирную продукцию. С января прошлого года мы выпускаем керамические броши, серьги и кулоны. Более того, мы поняли, что в Высокий туристический сезон, а он с мая по сентябрь, надо делать ставку на производство сувенирной продукции, потому что очень много туристов. А зимой особой популярностью пользуются мастер-классы, потому что качественный досуг в теплом и уютном помещении становится снова актуальным.

Если немного отойти в сторону от керамики, мы также делаем сувенирные открытки. Тематически они разработаны специально под Ярославль и Крайний Север. Я заказываю рисунки у профессиональных художников, предварительно проработав идею и прописав техническое задание по каждой иллюстрации, потом их выкупаю и печатаю.


Выходит, что мы себя страхуем разными направлениями в бизнесе.

Вы когда-то ушли от украшений, а сейчас к ним же и вернулись…

Когда мы переезжали с Крайнего Севера в Ярославль и изучали местный рынок, то поняли, что здесь много гончарных мастерских, в отличие от Нарьян-Мара, и керамической чашкой мы навряд ли кого-то удивим или заинтересуем. На рынке очень много крупных игроков, которые в своих производственных масштабах могут сделать доступные для потребителя цены, а сувенир должен стоить разумные деньги. Поэтому мы решили отказаться от посуды, да и вступать в конкуренцию не было желания. Не то, чтобы мы боялись… Просто зачем идти в битву, если можно пойти другим путем.

Мы долго думали, с каким предложением мы можем выйти на рынок и решили, что это будут украшения. Плюсов оказалось много. Во-первых, керамисты зачастую игнорируют мелочевку, и у нас получилось чуть ли не уникальное предложение на рынке сувенирной керамической продукции. Мало кто делает украшения из глины, да еще чтобы это смотрелось стильно и красиво. Во-вторых, если мы говорим о туристах, на которых в первую очередь рассчитан наш продукт, то не каждый захочет упаковывать керамические тарелки, чтобы довезти домой. А еще немало тех, кто хочет порадовать именно себя памятным сувениром. И мы решили, что украшения – отличный вариант для всех направлений. Действительно, спрос на броши, серьги и кулоны достаточно высок.

Почему вы решили назвать мастерскую «Клюква»?

Мы же открывались изначально на Крайнем Севере. Поэтому нам хотелось придумать что-то привычное для местной публики, но при этом понятное в других регионах России. Но не хотелось никакого «Олененка», «Морошки», «Ягеля». Кто там только так не назывался.

В итоге мы ушли в ягоды, потому что они хорошо сочетаются с посудой. И в какой-то момент остановились на клюкве. Потому что клюква — ягода достаточно специфическая. Ну, никто же не ест клюкву в сыром виде. По крайней мере, я таких людей не знаю. Из клюквы обычно варят морс, соусы. В любом случае эту ягоду нужно готовить. И глину тоже. Ее очищают, мнут, обжигают. Если это делать правильно, то получается красиво, практично, хорошо. Получается керамика. Так же и с клюквой. Если знать, как ее приготовить, то будет вкусно и полезно. А еще клюква красного цвета и с землистым запахом. Это тоже очень хорошо перекликается с керамикой, которой мы занимаемся.

Что у вашей мастерской особенного?

Мы не ограничиваем людей в творческом порыве. Мы, в первую очередь, спрашиваем у людей: «Что вы хотите делать?».

Большинство студий работает по принципу тематических мастер-классов в строго отведенное время. Например, все собрались лепить какие-то определенные миски с 11 утра до 15 часов дня. Мы от такого отказались практически с самого начала. Наши мастер-классы без определенной темы. Возможно, это сложно себе представить, но, поверьте, когда к нам приходят гости с совершенно разными запросами, то такой вариант устраивает абсолютно всех. Только сам человек знает, какой предмет он хочет слепить, какую надпись на него положить, какими цветами раскрасить. У нас даже нет жесткого расписания, если это не касается кружков, то есть регулярных занятий для детей.

У нас есть очень популярный формат мастер-класса «Семейный». К нам приходит группа до 5 человек и каждый лепит все, что хочет. Кто-то рыбку, кто-то брошку, кто-то ложку. Из названия мастер-класса не следует, что мы проверяем у всех родство по паспорту. Это всего лишь значит, что мы воспринимаем эту группу, как семью и как единое целое. И никто другой в это время уже не сможет прийти на мастер-класс в студию. Она занята определенной группой людей. Кстати, количество человек может увеличиваться, но эти нюансы обговариваются заранее.

Кто основной посетитель вашей мастерской?

Аудитория мастер-классов абсолютно разнообразна. Это могут быть и школьники, и подруги, и коллеги по работе, которые решили провести у нас корпоратив. У нас даже проходят девичники и дни рождения. Возраст, как вы понимаете, от яслей до пенсионного. Лепить из глины интересно всем. И в этом еще одно наше преимущество.

Вы упомянули, что работали на региональном телевидении. Можете рассказать об этом чуть подробнее?

В 19 лет я устроилась работать корреспондентом на региональный телеканал «Север» в Нарьян-Маре. Но со временем мой профиль сузился до мероприятий, связанных с культурой. Я стала ходить по концертам, выставкам, тематическим конкурсам и так далее. Просто так сложилось. Мне было интересно, а коллегам — не очень. Ниша была свободна. А я, как корреспондент, должна была находить новый материал и отрабатывать его. Коллеги иногда шутили: «О чем можно писать, если выступают одни и те же коллективы, только с разными темами?»
Потом вещание канала увеличили, и всем корреспондентам выделили время для освещения определенных направлений. Мне, конечно же, досталась «Культура» и 15 минут в неделю. Кажется, что это совсем немного. Однако это более чем достаточно для небольшого региона, такого, как Ненецкий автономный округ с численностью 42 тысячи человек. Да, иногда было сложно находить инфоповод, но я всегда справлялась и находила, о чем можно рассказать своим зрителям. Хорошее было время. Интересное, познавательное. Оно определенно сказалось на моем сегодняшнем мировоззрении.


Екатерина, вы ведь не коренная ярославна. Расскажите, откуда вы родом?

Я из Республики Беларусь. Родилась в городе, где самая вкусная в мире сгущенка. С 5 лет я жила в городе Жлобин, единственном в Беларуси городе с металлургическим заводом и фабрикой искусственного меха. В то время моя мама подрабатывала пошивом мягких игрушек. Как правило, продавала их пассажирам мимо проезжающих поездов. Зайцы неонового цвета, меховые зайцы-кресла и коты-кресла – это все из Жлобина, это все придумали там… (Улыбается.)

А когда мне было 16 лет, я переехала в Нарьян-Мар учиться, где, собственно, и познакомилась со своим будущим мужем.

Вот я сейчас отвечаю на вопрос, почему мое хобби всегда было связано с хенд мейдом и со временем переросло в заработок. Я с детства жила в этой атмосфере. Хотя мама и не ушла в эта стезя полностью: времена были другие. Ну а я, получается, ушла.

А еще, я сейчас понимаю, что моя девичья фамилия Гончарова. Возможно, кто-то из предков месил глину и во мне проснулись гончарные гены. Все может быть…

Как вы ощущаете, на каком этапе развития своего бизнеса вы сейчас находитесь?

На начальном. (Улыбается.)

Еще столько всего можно сделать, еще столько всего впереди, еще столько планов. Я считаю, что нам есть куда развиваться, есть к чему стремиться. Например, я хочу выпустить свою серию керамических светильников. Таких, чтобы люди их покупали с огромным удовольствием и каждый вечер зажигали в них свет и получали эстетическое удовольствие.

Да, нам есть куда расти. А главное, что мы этого хотим.

Ярославль, пр-т Авиаторов, 151
+7 (905) 131-33-11
@ceramica_klyukva


Автор
Текст : Зинаида Калинникова Фото: предоставлены Екатериной Тарасовой
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе