Лидер этой легендарной рок-группы всегда отличался своей бескомпромиссностью и стремлением рубить правду-матку о происходящем в стране и в обществе. Сложившаяся в мире ситуация только обострила эти тенденции, и кажется, музыкант – один из тех, кто убежден: жизнь никогда не будет прежней. В самом начале карантина ДДТ показали публике видео на песню «Русская весна», частично снятое в тюрьме – в печально известных «Крестах». Следом вышел еще более жесткий клип-хоррор «Мертвый человек», в котором люди в масках по щиколотку в крови носят по улицам гробы. Очередной «ласточкой» стал клип «Хор», не менее устрашающий.
На черном фоне, неожиданно для рок-коллектива – в сопровождении электронного музыкального вступления высплывают лица людей, похожие на тонкие пузыри, которые вот-вот лопнут. Юрий Юлианович начинает читать ироничный рэп: «Когда уходит герой, остается хор, но коллективный секс для меня – перебор. У меня от него стереотоксикоз, и я живу здесь один среди змей и стрекоз. Я дышу лесом вдалеке от могил, равноправия, братства и иных иллюзий. Где хор правит бал – я отсюда свалил, я с муравьями теперь в союзе». Яйцевидных лиц на экране появляется все больше и больше. Камера отдаляется, и они становятся похожими на множество неприглядных личинок, в то время как рокер продолжает сыпать образами и смыслами, обличая бездушную толпу, и резюмирует: «Толпа все видит и слышит, она в нас на века, но память ее как всегда коротка. В толпе нельзя падать, нужно идти, и не важно, что сбилась она с пути. Идея жива, пока не вышла в тираж. Когда один ты герой, в толпе ты - фарш. Оглянись, все затылки твои видны, в толпе ты бессмертен, в толпе нет вины».
По сюжету оказывается, что сотни лиц – это маленькие кусочки фарша, проходящие через отверстия гигантской мясорубки. Нечто подобное мы все, конечно, уже видели в клипе Pink Floyd «The Wall», но и тема снова актуальная, как говорится – на века. Впрочем, Шевчук умудряется завершить всю эту историю на достаточно позитивной ноте, если это определение может быть уместно здесь в принципе: «Я устал выживать, предпочитаю жить. Когда ты свободен, тебя невозможно убить». Интересно, что фраза «когда уходит герой, остается хор», которая два раза повторяется в композиции, - отсылка к поэме Бродского «Театральное». Там жители некоего абстрактного города решают заточить странника в башне, потому что он не похож на них. Неслучайно Шевчука называют именно рок-поэтом – в его текстах всегда есть интересные аллюзии.
Более молодой, но не менее рьяный борец за правду Noize MC и Линда выпустили трек «Катацумури». Работу они назвали экспериментом в японском стиле «рэнга». Несмотря на текст куплетов-речитативов, наполненных яркими образами, главная, метафорическая суть песни заключена в ее припеве: «Вся жизнь была как на ладони у маленькой улитки на горном склоне. Улитка ползла по четкому плану в самое жерло вулкана». Стоит ли пояснять, кого Иван Алексеев (так зовут Нойза в миру) сравнивает с улиткой? Рэпер уже делал кавер на провокационную песню «Все как у людей» Егора Летова, играл со стихотворениями Бродского. Настало время для адаптации к современности японской поэзии.
Рэпер написал в соцсети: «Знаменитые японские трехстишия хокку выделились в отдельный жанр совсем не сразу: изначально этим словом называли первую строфу стихотворения в стиле «рэнга», что в переводе означает «совместное поэтическое творчество». Рэнга — это поэтический полилог, где каждый следующий участник развивает, продолжает или, наоборот, неожиданным образом переворачивает смысл предыдущих строк. Средневековый поэт Нидзё Ёсимото писал: «Цель рэнга — старую, хорошо известную истину выразить новым способом… Конечное назначение рэнга — оживить известное». Мы с Линдой представляем вашему вниманию свою рэнга — этот трек называется «Катацумури».
На обложке сингла изображена тихоходка — самое живучее существо на Земле: оно способно переносить недельное пребывание в открытом космосе, впадать в анабиоз на многие десятки лет и заимствовать гены у других организмов. Когда условия окружающей среды из экстремальных превращаются в несовместимые с жизнью, эти микроскопические животные высыхают, втягивают конечности и покрываются восковой оболочкой — чтобы позже продолжить движение при первой же возможности. Дорогу осилит идущий.