Валентин Гафт: Если в жизни совершаешь неприличные поступки, это отражается на игре

Сегодня удивительному актеру исполняется 80 лет
Накануне дня рождения Валентин Гафт вернулся из Юрмалы. Он там любит отдыхать. Но в этот раз совместил приятное с полезным: закончил писать пьесу «Город далеко позади» в соавторстве с актером и режиссером Саидом Баговым. 
И даже начал ее репетировать. Правда, из суеверных соображений о готовящемся спектакле говорить не захотел.

- Народную любовь ощущаете, например, когда прогуливаетесь по Рижскому взморью?

  - Я никогда не думал, что буду известным. Вот Евстигнеев и Леонов были известными. Им даже на улицу выйти было сложно. Но сцена и жизнь - разные вещи. Александр Вертинский чуть ли не мелом мазал лицо, чтобы таким образом спрятаться за маской. Артист на сцене - это перевоплощение, а в жизни он совершенно другой человек. Но все взаимо­связано: если в жизни совершаешь неприличные поступки, потом это отражается на том, как ты играешь .

- Помните, как вы решили стать артистом?

  - Это случилось, когда, будучи ребенком, я посмотрел в детском театре спектакль по пьесе Сергея Владимировича Михалкова «Особое задание». Я поверил всему, что происходило на сцене. Я был уверен, что это не взрослые актрисы, которые играют детей, а настоящие мальчики и девочки. И вокруг не бутафория, а настоящий забор, настоящий дом. Это была жизнь. И это отношение к театру осталось навсегда.

Первое появление на киноэкране студента Школы-студии МХАТ Валентина Гафта - небольшая роль в фильме «Убийство на улице Данте», 1956 год.

 
- Что вас сегодня радует в жизни?

  - Слава богу, что люди ко мне хорошо относятся. Стараешься мерзостей не делать, хотя сейчас под моей фамилией печатают мерзопакостные стихи. Меня это очень расстраивает. Конечно, подавать в суд и оправдываться, что это не я, не собираюсь. Я не живу в интернете, но мои соседи, знакомые показывают эти стихи. Это гадость. Мне недавно принесли «исследования эпиграмм Гафта». Там всерьез обсуждают то, что я никогда не сочинял, но то, что пишут под моим именем. Эпиграмма не такая уж безобидная вещь.

 - А вы помните свою первую эпиграмму?

  - В Театре на Малой Бронной режиссер Андрей Гончаров ставил пьесу Генриха Боровика. На банкете после премьеры, когда поздравляли создателей спектакля, я прочитал эпиграмму. Я знал, что Гончаров очень любил собирать грибы. Он мог часами ходить по лесу. И вот что я написал:

  Грибных дел мастер Гончаров,
В лесу грибы искать здоров.
Так гончаровская рука
Нашла в лесу Боровика.

- Наверное, за эпиграммы на вас часто обижались ваши коллеги?

 - Большинство моих эпиграмм посвящены людям, которые мне дороги. Например, Мише Козакову или Ролану Быкову. Они их понимали и не обижались. А вот с Никитой Михалковым у меня сложные отношения из-за эпиграммы на Михалковых, хотя не я ее автор. Она была написана не то в ХVIII, не то в ХIХ веке. Я лишь поменял в этой эпиграмме фамилию. «Россия! Чуешь этот странный зуд?! Три Михалкова по тебе ползут!».

Но сейчас в основном пишу лирические стихи. Я привез диск Рахманинова. Его музыка произвела на меня такое впечатление, что я захотел написать стихи.

 Рояль, Рахманинов, мне кажется, он знает,
Что для меня сегодня он играет.
Живой без времени, без года и без века.
О Боже, сколько тайн в душе у человека.

Валентин Гафт и Ольга Остроумова - счастливый творческий и семейный союз. В следующем году прекрасные актеры отметят 20-летие совместной жизни.
Фото: Валерий ПЛОТНИКОВ

 
БЫЛО ДЕЛО

  Как Неелова c ним целовалась

  Прекрасная Марина Неелова не раз выходила на сцену театра «Современник» с прекрасным Валентином Гафтом.

  - У нас была любовная сцена в спектакле «Три сестры», где я играла Машу, а Гафт - Вершинина, - вспоминает Марина Мстиславовна. - А Валя не любит, когда ему нужно играть любовь, - стесняется. В спектакле моя Маша сидит на рояле, вся в слезах. В этот момент Валя - Вершинин должен меня схватить, положить на рояль и поцеловать. «Не-е-е, Галюнь, - говорит он режиссеру Волчек. - Я не буду ее целовать, я не знаю, как это».


 Тут один молодой артист говорит Гафту: «Я могу показать». И мы с ним целуемся, а Валя Гафт между нами третьим втискивается. И говорит: «Мне нравится. Я тебя тоже поцелую по-настоящему - на премьере»... Жду с ужасом.

 Премьера. И вот я - на рояле. Гафт подходит ко мне, хватает, наклоняется - и мое лицо уходит в него. Я вижу все - Валины гланды, желудок... Потом он, как вантуз, чмокает и вытирает губы. «Вот так вот», - говорит Валя, будто после этого поцелуя я должна уйти в декрет.

 Дальше он взялся импровизировать с поцелуем. То кашлянет прицельно в меня как раз на пороге поцелуя, то говорит, что волос у него в горле застрял... В конце концов я ему сказала: «Я, кажется, заболела». «Я не буду тебя целовать», - сказал мнительный Валя. Только так я от его поцелуев и убежала!
Автор
Анастасия ПЛЕШАКОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе