Верят в свою жар-птицу

Двухчасовым представлением с показом на сцене Ярославского ТЮЗа лучших коллекций года нынешнего и прошлых лет закончился 5-й всероссийский конкурс «Русский костюм на рубеже эпох».


Наши корреспонденты пообщались с единственной ярославской участницей гала-концерта – педагогом изостудии «Жар-птица» центра «Лад» Заволжского района, членом Союза художников России Галиной Есафьевой.

Ещё не успев остыть от конкурсных волнений, Галина Павловна вместе с дочерью Ольгой собирается домой. В гримировочной аккуратно раскладывают они модели по дорожным сумкам. Дома переложат всё в картонные коробки – это «сундуки» Есафьевых.

О настоящем кованом, с замком, Галина Павловна пока только мечтает. В сундук войдёт столько, сколько не вместит ни один шкаф, да и хранить там наряды надёжней. Эти нехитрые премудрости нашим прабабушкам были хорошо известны что в деревне, что в городе.

У Галины Есафьевой своя причина поговорить о сундуках. Получают награды, похвалы специалистов, а затем, как нам предстоит убедиться, вовсе не по собственной воле убирают всё, что называется, в долгий ящик.

С ответом на наш вопрос, что же происходит с русским костюмом в джинсовую эпоху, Галина Павловна медлить не стала.

– В современную моду возвращается забытое, – вот её слова. – Лён с хэбэ, свободный покрой, лоскутная техника, шали, повязки на голову, старинные орнаменты на подольниках. Это же всё и в XXI веке при наличии у автора чувства меры открыто фантазии и свободному творчеству, что как раз и было видно, и, надеюсь, не только специалистам по костромским, архангельским, вологодским, нижегородским, челябинским коллекциям, награждённым Гран-при и лауреатскими дипломами.

Вместе с Галиной Павловной вспомнили мы, как три года назад Елена Дикова показывала здесь в ТЮЗе старинные холсты цвета морской волны из семейных «запасников», с указкой в руках комментировала крупно вычерченные украшения с вазонами, плодами и листьями. А теперь привезла целую коллекцию моделей – «Каргопольское щеголяньице».

Сама Елена в день закрытия конкурса устроила персональное «щеголяньице». Принимать награды из рук председателя жюри профессора Александра Веселова Елена вышла в элегантном шугае, юбке из синего льна с «кубанцами».

Есафьевы свои авторские костюмы на работу и на учёбу не надевают. Изредка по случаю какой-нибудь сногсшибательный бордовый пиджак, но и только. Но, судя по нашему снимку, согласитесь, тоже ведь неплохо смотрятся в нарядах собственного сочинения. Фабричный лён Есафьевы сочетают с домотканой льняной «рединой», с хлопком и «сермягой», как называют они ту казённую техническую ткань, какую актёры того же ТЮЗа видят у себя под ногами в обивке планшета сцены. Станок у Есафьевых собственный, а красят они ткань, обходясь без заморского индиго, по примеру опять же прабабушек – луковой шелухой, соком черёмухи, черники, черноплодной рябины – дёшево и красиво. Природные краски не жухнут, загадочно мерцают на свету.

Вскользь коснулись мы и тех славных времён, когда ещё каких-нибудь лет сто назад льняным промыслом Ярославская губерния кормилась и обустраивалась, парусный и живописный, под грунтовку, холст из села Великого был не хуже аглицкого. А нынешняя гаврилов-ямская коллекция на выставке в фойе ТЮЗа знаете как называлась? «Ситцевая свадьба»...

Начав хозяйствовать в паре со знаменитой московской Трёхгоркой, ОАО «Гаврилов-Ямский льнокомбинат», в недалёком прошлом один из лидеров отрасли, пока не в силах запустить мощности больше чем на одну пятую. И это не слухи – информация куратора выставочной коллекции от управлении культуры администрации района.

В причины происходящего углубляться мы не стали, решили не отбивать хлеб у экономистов и социологов. Напомнив, что на Руси с глубокой древности в лён пеленали грудных младенцев, повязками из него заживляли раны и что по народному поверью трудоёмкий «лён любит поклон», Галина Павловна совсем невесело отшутилась: дескать, стало быть, не хватает сейчас в деревне тех, кто готов этому исконно русскому ремеслу «до земли поклониться».

А если во времена, когда в ходу у молодёжи китайские куртки из кожзаменителя, лён не ушёл из жизни окончательно, то только потому, что не перевелись у нас по всей России, и в Ярославле тоже, такие чудаки и среди модельеров. От конкурса к конкурсу с успехом доказывают и жюри, и зрителям, каждый на свой лад, редкостную отзывчивость льна на творческую выдумку, задор и юмор и виртуозы лоскутной техники из школы юных модельеров «Стиль» Светланы Пахомовой, и да, она – семья Есафьевых.

«Стиль» на сей раз завёл зал зажигательным игровым дефиле «Эскадрон» на мелодию Олега Газманова. Весёлая до лубочности коллекция Галины Есафьевой «Матрёшка» отмечена дипломом за оригинальное раскрытие темы, традиционной для русских ремёсел. Оценили специалисты у автора и тонкое чувство традиции. Всё скроено у неё по максимуму, чтобы отходов меньше было, всё, от и до – ручная работа иголкой – и платье, свободное, как крестьянская рубаха-покосница, и кокетливые накидки без рукавов вместо душегреи, и кружевные воротники, связанные на коклюшках, и практичные текстильные сумки, хоть в театр с ними иди, хоть в магазин.

По специальности Галина Есафьева – художник-сценограф. «Гены» чувствуются и у Ольги. На конкурсе-2010 дебютировала она коллекцией «Родом из Черёмухи» – есть в стихах и прозе Беллы Ахмадулиной такая вологодская деревенька. В изысканной гамме полутонов показала Ольга собственную версию сочетания старого и нового в современной молодёжной моде.

Выпускница строительного техникума, Ольга учится сразу в двух вузах: в педуниверситете по специальности «Технология предпринимательства» и в театральном институте на сценографа. Её диплом здесь называется «Карнавал», тему считает она чисто ярославской, «от Фёдора Волкова», знавшего толк в уличных празднествах.

По корням Есафьевы – томские сибирячки. Люди они независимого нрава, терпеливые. А терпение-то им сейчас, пожалуй, нужнее всего. Когда налоги подскочили до того, что стали совсем уж не сообразны с заработками, им на дверях своего частного предприятия пришлось повесить замок. Теперь заработки у Есафьевых на двоих – только мамины, педагогические, за работу в «Жар-птице». Ну а конкурсные модели пока что убраны в те самые «сундуки» из картона – до лучших времён.

– Когда же такие времена наступят, а, Галина Павловна? – деликатно поинтересовались мы.

– Когда появится более или менее устойчивый спрос, – последовал быстрый ответ. – Желающие носить наши костюмы есть, но их отпугивает цена – модели-то авторские. Так что ищем заказчиков. Верим в свою птицу счастья.

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе