"Все уже давно устали от сползания культуры в хайповую аморалку". Денис Майданов - о том, почему "поющих трусов" на эстраде становится все больше

Певец Денис Майданов рассказал о том, нужен ли дресс-код для артистов.

Ныне он один в двух лицах - популярный певец, собирающий аншлаги с хитами "Оранжевое солнце", "Вечная любовь", "Кто такие русские", "Пролетая над нами" и "Мы с тобой одной крови". И первый замглавы Комитета Госдумы по культуре. А еще, именно Дениса Майданова, единственного из артистов "среднего поколения" выбрали выпускники 2024 года для того, чтобы он спел для них на фестивале "Алые Паруса", перед выходом во взрослую жизнь.


Ребята и девушки проголосовали в соцсетях за своих сверстников или артистов чуть постарше - Люсю Чеботину, Ваню Дмитриенко, Амирчика, Тосю Чайкину, Мота. И попросили, чтобы для них спел лишь один музыкант "среднего поколения" - 48-летний певец с гитарой Денис Майданов.

С мужественным, будто просмоленным ветрами сильным голосом. Привычкой держаться на сцене уверенно и спокойно. Невозмутимого и, кажется, никогда не теряющего присутствия духа и искренней теплоты. Такому дару, конечно, ни в каких консерваториях не научишься. Он приходит только с житейским опытом. И с умением самому выдержать еще в юности немало испытаний и штормов…

Удивился ли Денис Майданов, что стал единственным "взрослым артистом", которого выбрали выпускники 2024 года? Об этом у самого певца, композитора, поэта и народного депутата спросил музыкальный обозреватель "РГ".


Удивлены ли вы тем, что выпускники выбрали вас и ваши песни для фестиваля "Алые паруса", и делаете ли вы сами что-то, чтобы лучше понимать современную молодежь?

Денис Майданов: Меня давно уже мало что удивляет, в частности то, что ребята подходят и просят: "Дайте автограф для моей мамы". Наверное, мои песни слушали родители этих ребят, которые плюс-минус - мои сверстники или чуть моложе. Да и сами мамы-папы писали мне со всей страны: "Спасибо за песни! Потому что ваш голос очень успокаивает детей, когда мы укладываем их спать. Одну-две песни послушают и - спят". (Улыбается). Теперь они выросли. И уже привыкли ко мне, поскольку мы уже 15 лет вместе, а я продолжаю выпускать альбомы, в прошлом году вышел уже десятый… А может, дело в том, что сейчас началась мода на кавера - песни прошлых лет, которые современные артисты перепевают заново - и Виктора Цоя, и даже советские. Ведь каждое новое поколение, входя во взрослую жизнь, ищет ответы почти на те же вопросы, что и предыдущее. И песни прошлых лет им опять помогают, что только подчеркивает уровень авторов песен и предыдущего столетия и начала нулевых. И меня тоже просят: "Давайте мы сделаем кавер на ваше "Оранжевое солнце"? Или: "Можно ли перепеть вашу песню "Время - наркотик?" Но я пока не даю. Потому что, скорее всего, их споет и моя дочь Влада Майданова, которая в этом году начинает свою активную карьеру. Она уже к этому готова, созрела, ей в конце июля исполнится шестнадцать. И вообще у нее очень много всего будет происходить. Но это уже отдельная тема.

На "Алых парусах" в показанном на огромных экранах клипе вы вместе с Владой исполнили песню из одноименного фильма, которую чаще знают под названием "Ребята, надо верить в чудеса". Почему именно эту? Считаете, что так звучит самый полезный совет для сегодняшних выпускников?

Денис Майданов: Перед фестивалем я спросил у организаторов: "А почему сама песня "Алые паруса" у вас не звучит?". И мне отвечают: "Ну вот, ты давай и напиши!". А я говорю: "Зачем ее писать, все уже написано до нас. Отличная песня из моего пионерского детства - "Ребята, надо верить в чудеса". Давайте сделаем ее - тем более, что сейчас Год семьи, любви и верности?!" И мы сделали ее, спели вместе с Мариной Беловой, которая мэтр нашего телевидения - стояла у истоков и поднимала НТВ, а теперь выводит на высокий уровень "5-й канал", который и возродил, и транслирует теперь "Алые Паруса".


Она с дочкой Ариной, а я - с Владой. То есть мама с дочкой, и папа с дочкой. Красивая песня, красивое шоу. А что мы хотели сказать этой песней, в которой огромный смысл? Порой можно не говорить большие слова. Вместо этого просто вспомнить забытую песню. Ведь в ней уже все сказано, а под хорошую музыку верные истины доходят проще и убедительнее. О том, что надо верить в мечту, верить в себя. И верить в свою страну, любить ее. А все эти уже пережитые другими надежды, мечты, романтика - могут помочь и тебе, уже в твоей молодости - тоже стать сильным, честным и открытым. Понять и полюбить жизнь, людей, которые тебя окружают - родителей, педагогов, наставников.

А когда, по-вашему, было проще стать счастливым и востребованным: в 90-е, когда оканчивали школу вы, или сейчас?

Денис Майданов: Сейчас наша страна проходит такую большую историю, к которой подходит поговорка "не было бы счастья, да несчастье помогло". Ведь Специальная военная операция запустила такие процессы в обществе, о которых мы мечтали. Потому что стояли практически на краю пропасти, но удержались и пошли к истинам, о которых еще не успели забыть - в экономике, в праве принимать решения, не оглядываясь на мнение Запада, в напоминании себе о том, что мы сильная, большая страна, которая сама способна формировать свое будущее.

Да, мы долго оставались все теми же добрыми русскими - протягивали очень долго руку сотрудничества и взаимной интеграции странам Запада. А они в какой-то момент поняли, что за эту руку можно просто дернуть и использовать ее для того, чтобы подчинить нас себе. А попутно - вычистить и перелопатить нашу культуру, историческую память. И в конце концов - самим воспитать нашу молодежь. В 2023-2024 году, наконец-то, начались перемены в идеологии, которые мне очень нравятся. Потому что мы возвращаемся к самим себе.

И, возвращая с полок такие песни, как эта, из фильма "Алые Паруса", мы возвращаем и большие истины, которые были в Советском Союзе. И теперь можем взять все лучшее из СССР и из последних тридцати лет. И соединить, сформировать из них общее хорошее будущее, к которому наша молодежь уже абсолютно готова. Она показывает высокие результаты в плане самореализации, и ей надо добавить только программ государственной поддержки. Их становится больше, но они нужны еще, как и хорошие песни.


Была ли у вас после окончания школы мечта, которая помогала не отчаиваться в трудные минуты жизни?

Денис Майданов: Первые два года в Москве были сложными. Сменил 15 мест жительства, начались ночевки на вокзалах, потом дневные отсыпания в метро, небогатое питание, которого иногда и совсем не было.

Но я говорил себе, что сам принял это решение - переехать. И я не первый. Ведь в разных профессиях и в разные времена люди принимали такой же выбор. Привыкали к новому городу, ловили его ритм, старались прогнуть под себя Москву, прихватить ее связи, возможности, вычислить ее счастливые лотерейные билеты. И дальше уже: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом!"

У кого это получалось, кто не ломался на полпути - тот оставался и шел дальше! Становился Михайло Ломоносовым - и это только самый простой пример, который мы знаем. А ведь были еще сотни, тысячи людей, которые становились великими в своих профессиях - в науке, творчестве, промышленности. И моя мечта, да и знание, что такой же путь до меня проходили многие, помогало не отчаиваться.


Свою выправку на сцене и энергетику, которая тоже нравится молодежи, вы специально тренировали?

Денис Майданов: Авторы-исполнители - люди независимые в творческом плане. Наше оружие - это мелодия и слово. А потом уже голос и все остальное. Нам не нужно ничего выдумывать, изобретать для себя имидж или, как говорится, держать "фигу в кармане" или актерствовать. Доказывать, что я сегодня такой, а могу и иначе, для модных трендов.

Нет, мы такие же, как песни, которые у нас складываются. А на Руси всегда есть о чем писать, особенно сейчас. Да, знаю, что у меня сильная энергетика на сцене. И уже не удивляюсь, когда мне говорят после концерта: "Ну, Денис, как тебя прёт! Ты просто сжигаешь рядом с собой пространство!" Я все это знаю. Но не могу по-другому. И мне не важно - сколько передо мной: пять человек или пятьдесят тысяч.


Как вы, кстати, относитесь к предложениям ввести дресс-код для артистов? Понимаю, что ответить вам будет непросто, поскольку вы сами артист и будто бы должны защищать коллег, независимо от того, как они одеты или раздеты на сцене. Но, с другой стороны, вы - заместитель председателя комитета по культуре Госдумы, и кому как не вам защищать нашу культуру от пошлости, дурного вкуса и вокального непрофессионализма.

Денис Майданов: Нам нужен закон о гуманитарной безопасности. Он назрел и, наверно, уже осенью мы к нему придем. Лично мне какие-то истины стали понятны уже через три месяца после начала СВО. Глядя на поведение некоторой части нашей культурной сферы и шоу-бизнеса, сразу стало ясно, кто как себя ведет, и кто есть кто. А теперь чаша терпения в обществе, мне кажется, переполнена. Родители уже не могут смотреть на некоторых артистов и слушать, что они несут. А другие зрители не понимают, отчего государство разрешает другим исполнителям их риторику и восхваление своих образов за гранью добра и зла.

Слишком либеральны мы были, переборщили с этим, и некоторые исполнители окончательно потеряли тормоза, не понимая, что такое хорошо и что такое плохо. Допускали аморальное поведение на сцене и такое же творчество.


Исполнители объясняли это желанием подстроиться под "мировую моду". Посмотрите, в чем выступают американки Мадонна или Ники Минаж. Что делать, если в трендах такой пошловатый хайп и желание шокировать, привлекая внимание любой ценой?

Денис Майданов: Если творческая среда не в состоянии определить собственный внутренний ценз, и решить для себя, что такое хорошо и что такое плохо, что есть искусство, а что - пошлость, то уже нужен закон.

Ибо понятно, что да - голую задницу или матерщину продать проще. Хотя аудитория у нас - разная. Есть люди более высокой культуры, которые к таким поющим трусам относятся с сарказмом, не подвержены их влиянию и не воспринимают всерьез.

А есть те, которые берут пример, мол, если "звезды" так себя ведут, то почему нельзя и мне? И поэтому, если мы хотим думать о духовно-нравственном воспитании и культуре своей страны, то наступает время новых законов. Вместо того, чтобы в "ручном режиме" одергивать артистов перед выходом на сцену. Или в телеэфире, на радио, театральных подмостках. И уже не только родители, заботящиеся о своих детях, это понимают.


Уверены, что вас поддержат?

Денис Майданов: Думаю, что многие от сползания нашей культуры в пошлость и хайповую аморалку уже давно устали. Все же понимают, куда мы в итоге придем. Потихонечку у нас все-таки должны появиться правила. Сейчас бытует мнение, что успех в шоу-бизнесе приходит благодаря нестандартному поведению, пиару и скандалам - того, что держит тебя на поверхности и привлекает к тебе внимание. Но творчеством это назвать сложно.

И главное, мы можем в противовес всему этому использовать пример Китая. Мне, например, их модель поддержания национальной культуры очень нравится! Там, если артист проштрафился, то есть нарушил законы этики, морали или нормы государственные, человеческие гуманитарные, то сразу же выключается отовсюду. И из радио, и из телеэфиров. Удаляется со всех платформ. Даже упоминать его больше нигде не будут.

У нас человеку присваивают статус иноагента, и дальше пишут о нем в новостях, цитируют его фразы, рассказывают о новых поступках, пусть и с указанием присвоенного статуса. В итоге этот человек ловит хайп, вместо того, чтобы нам сразу забыть его, вычеркнуть из памяти, что было бы ему худшей карой.


И вы знаете, как угомонить иноагентов, радующихся нашим трудностям?

Денис Майданов: В законе будет четко прописано: если ты иноагент и тебе не нравится страна, то какого черта ты здесь зарабатываешь?! Если тебе не нравится то, что у нас происходит - то езжай туда, где тебе все нравится! А если добровольно отказался от страны, не лезь в ее дела!

Культура, творчество, шоу-бизнес - наверное, единственная сфера, которая не лицензирована. Если человек печет булки, он имеет соответствующую квалификацию. Если он медицинский техник, у него есть подтверждающий его умения сертификат. Какую сферу ни возьми - у человека есть подтверждение от государства, что он может заниматься этим делом, в соответствии с достигнутым профессиональным уровнем. А здесь - человек вылез из подвала, залез на сцену и начал выступать, матерясь в куплетах. Еще и учить всех вокруг, как им надо жить.

Поэтому я - за лицензирование творческой деятельности. И вот если у нас появится такой закон, каждый человек, выступающий публично, должен будет получить лицензию и согласиться с тем сводом правил, которым он должен следовать. В случае нарушения - штрафы, отлучение от сцены сначала на год-два, а потом, может, и навсегда. Но со сцены у нас не будет нестись мат, исчезнет пошлость ради хайпа, появится гуманитарная безопасность.


А если вам возразят, что мол, а как же свобода слова?

Денис Майданов: Это не борьба со свободой слова. Это появление в обществе норм, благодаря которым никто не захочет выступать на детском празднике с голой задницей, тысячу раз перед этим подумает. Это просто нормы для того, чтобы артисты иногда не сходили с ума. Чаще задумывались о том, что такое хорошо, и что такое плохо.


Автор
Александр АЛЕКСЕЕВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе