Царские указы
— Вы сейчас на несколько мгновений станете королями этого вечера! — обратилась к направляющимся гуськом в актовый зал детям одна из организаторов праздника Вика Моторнюк.
Рядом с ней стояла группа молодых девушек, среди которых была и Снегурочка, та держала в руках листочки формата A4 с выведенной на них надписью «Указ».
— Дети, вы сможете написать указы Деду Морозу! — кричала малышам Вика. — И он выполнит любое ваше пожелание.
Дети с интересом смотрели на Вику, вслушивались в её заманчивое предложение, но подходить первыми немного стеснялись. На каждом ребёнке были беджики с именами. Наконец маленький Замит подошёл вместе с мамой и попросил бланк указа. Ему тут же на голову водрузили картонную корону и посадили на стульчик возле колонны. Фломастером Замит вывел: «Желаю…» И замер. Никак не мог придумать, что же написать дальше. Его сестра уже что-то подсказывала мальчику на ухо, но он её не хотел слушать.
— Если хочешь, можешь подумать и написать потом, — подсела к нему одна из волонтёров. — Садись вон туда сбоку, а потом принесёшь нам листочек.
К царскому стульчику в это время уже набежала детвора. Второй коронованной особой стал мальчик Данила. За ним уже выстраивалась очередь из нескольких десятков детей с родителями. Большими буквами Данила, почти не задумываясь, написал: «ЖИЛАЮ ВЫЗДОРОВИТЬ!» И закашлялся. Его мама уже торопилась к нему поправить специальную маску.
А в это время Замит уже прибежал со своим листочком, который приклеили к колонне библиотеки. Замит написал: «Желаю, чтоб ты приходил каждый год. Приезжал обрадовать нас! И чтобы ты был всегда весёлым для нас». Другие дети к тому моменту тоже уже осмелели и стали оптом разбирать бланки указов.
— Ты писать будешь? — обратился к одному из малышей парень-волонтёр, одетый в халат Деда Мороза и… — А ты писать умеешь?
— Не умею, — признался мальчик и уже хотел было развернуться.
— А кто писать не умеет, тому писарь поможет написать царский указ! — поспешил воодушевить его писарь-волонтёр.
Через некоторое время колонна библиотеки уже вся была в указах: «Здоровья всем детям на земле»; «Чтобы все были здоровы и поехали домой»; «Не болела. Олеся»… Почти все они были о здоровье, о больницах. Все приехавшие на праздник дети были из разных онкологических клиник Москвы: РДКБ (отделение общей гематологии и онкогематологии), Центра рентгенорадиологии РНЦРР, НИИ нейрохирургии им. Бурденко и других.
Выше всех висела и такая записка: «Я Анатолий фон Зверев своим царским указом повелеваю: во первых, всем медработницам, будь то медсёстры, врачи, волонтёры, носить мини-юбки. Во вторых, обеспечить пансионаты, больницы РДКБ интернетом. И, в третьих, выдать каждому ноутбук на содержание» (пунктуация и орфография всех детских писем сохранена).
«Очень хорошо, что они сюда детей пригласили, — сказала одна из мам. — Потому что им, конечно же, тяжело всё время находиться в больнице».
Сказочники
В это время на сцене актового зала волонтёр из творческой лаборатории The Kult Вика Моторнюк уже объясняла детям, что им сегодня предстоит, рассказывала и про волонтёров, которые согласились поучаствовать в акции-празднике «Арт-терапия»: «Они по велению души сюда пришли. Вместе с вами они будут творить интересные дела. И именно что творить. Мы будем читать сказки, потом пойдём в творческие мастерские (кто какую выберет). Потому будет кинопоказ, мультконцерт. А после этого придёт он, Дед Мороз, и подарит вам подарки».
Для начала детей разделили на две группы (5—8 и 9—12 лет) и отправили читать сказки.
— А если мне 16, то с кем мне идти? — выкрикнул из зала мальчик с уже ломающимся голосом.
— Тогда тебе со мной, — пошутил ему со сцены единственный парень-волонтёр в халате Деда Мороза.
Первый этап назывался «библиотерапия». Детей повели в разные читальные залы. Малышам, которые то и дело сползали со своих стульчиков, читал сказку радиоведущий с «Эха Москвы» Александр Плющев: «Ну, будь по-вашему, сказал Январь…» Детям постарше — Снегурочка и тот самый парень-волонтёр в красном халате. Как потом оказалось, это и был главный хранитель книжного царства.
— Здесь не будет холодно. Снегурочка, не волнуйтесь, — предупредила открывшая дверь в зал сотрудница библиотеки.
После сказки детям стали задавать вопросы про «Снежную королеву».
— Как зима превратилась в лето? — спросила Снегурочка.
— Глобальное потепление, — ответил 16-летний Анатолий (кстати, он и был тем самым Анатолием фон Зверевым с письмом про мини-юбки).
— Global warming. Yeah! — подыграл ему книгохранитель и продолжил: — Дети, а что нас всех объединяет?
— Компьютер! — дружно закричали ребята и сами же засмеялись.
— А я вам открою страшную тайну, — заявил всем серьёзно Анатолий. — Я люблю читать.
Книгохранитель уважительно закивал.
Потом все дети разделились на группы и стали рассказывать друг другу о себе.
— Меня зовут Юрий, и мне семь лет, — начал было один из мальчиков, однако малыша тут же оборвал Анатолий:
— А вот я бы на твоём месте о возрасте вслух не распространялся, потому что тебя тут же выпрут. В этой группе только с девяти лет можно. Ты лучше что другое о себе расскажи.
— Ну, тогда… я вот по девкам уже шляюсь, можно так сказать, — зарделся семилетний Юра. — У меня есть подружки в соседних палатах.
— Вот с этого и надо было начинать! — почти хором ответили ему мальчишки.
Арт-терапия
После сказок детей отвели в творческие мастерские. Их было три: художников-иллюстраторов (рисовать на холстах настоящими масляными красками), декораторов (разрисовывали деревянные модели) и танцевальной импровизации.
— Мы будем тоже рисовать, но рисовать не красками, а своим телом, — предупредила детей одна из волонтёров.
В мастерских дети тут же принялись за дело. Кто тут же побежал в актовый зал танцевать, кто набрал себе красок и сел рисовать кораблики.
— Что-то мы с тобой совсем не используем чёрный, — заметила юному художнику Артёму волонтёр из студии «Хочу рисовать!» Маша Палий.
— Чего-то не хочется, — ответил ей мальчик.
— И хорошо. Зачем нам в этом морском пейзаже чёрный? Давай лучше солнце нарисуем, у тебя ещё нет солнца! А вот, кстати, если бы у тебя был чёрный, то я бы поняла, что у тебя плохое настроение. Но видишь, оно у тебя хорошее. А ещё у меня есть конфеты разные для вдохновения. Хочешь конфету?
— Нет, я сначала дорисую.
«Мы постоянно проводим такие благотворительные акции, — объяснила Маша Палий. — Это просто часть нашей идеи — красота вообще».
А в другом зале уже раскрашивали макеты ёлок: кто просто в зелёный, кто в серебристый, а Анатолий фон Зверев так вообще в российский триколор. Раскрасив побыстрее свою ёлку, один из мальчиков попросил свою маму отвезти его в студию танца, где дети «прорастали из зёрнышка».
Дети стояли на сцене с закрытыми глазами. Каждый изображал какое-то дерево, а волонтёры потом угадывали:
— Аня, давай я угадаю, каким ты была деревом! Ты была каким-то нежным деревом. Ивой?
— Нет.
— Берёзой?
— Нет.
— Может быть, ты была каким-то экзотическим деревом?
Аня и все остальные дети уже вовсю улыбались.
— Я была клубникой, — не выдержала Аня десятой попытки выяснить, что же она за дерево.
— Ты была деревом клубникой! Какое интересное дерево! Ох, а мне ещё всех остальных угадывать, — засмеялась волонтёр.
— А я вот был деревом малиной! — закричал ей радостно другой мальчик.
«Мы периодически стараемся проводить такие мероприятия, — говорит один из организаторов акции Елена Зонова. — Те два часа, которые дети рисуют, они забывают и о еде, и о своих болезнях. Мы ходим к ним с разными волонтёрами. А когда это разные люди, то это и разные сказки, и разные эмоции. Или, например, импровизация меняет ребёнка и душевно, и физически. Она дарит удовольствие, даёт позитивный настрой, силы, в том числе и иммунитет укрепляет».
Из презентации проекта арт-терапии: «Свои первые творческие шаги такие дети делают, месяцами не покидая больниц, детских домов и стерильных боксов, преодолевая боль, неизвестную взрослым. В таких местах и творческое самовыражение детей очень ограниченно».
Сами дети улыбались, смеялись, ждали Деда Мороза и подарков. На эти несколько часов они совсем забыли о том, что скоро им придётся возвращаться в свои палаты или в свои закрытые боксы.
CHASKOR.RU