16 тонн чистого звука

Мастера колокольного завода Николая ШУВАЛОВА в Тутаеве готовятся отлить к 1000-летию Ярославля колокол весом в 1000 пудов. Подробности держат в секрете, но известно, что колокол высотой 3 метра изготавливают для Успенского собора и что художники из Ярославля уже разрабатывают детали его оформления. Как отливают колокола по старинной технологии?


1. Создание колокола начинается с построения чертежа его профиля. Тутаевские литейщики предпочитают пропорции русских колоколов XVII века, но точные цифры хранят в тайне.
2. Глину для колоколов тутаевцы сначала закупали в Армении, Болгарии, на Украине. А потом в Ярославской области на берегу Волги во время отлива случайно обнаружили месторождение превосходной глины. В нее добавляют около 40 ингредиентов – конский навоз, квасное сусло, льняные пряди. Не обойтись и без коровьей шерсти: когда глина соприкоснется с раскаленным металлом, ворсинки сгорят, оставив пустые каналы. По ним и выйдет наружу лишний воздух, из-за которого поверхность колокола может получиться «рябой».
3. На специальной установке делают болван из кирпичей и глины, в точности повторяющий внутреннюю форму колокола. Нанесли слой глины, срезали лишнее кружальным лекалом, просушили – и так снова и снова, пока не получится идеальная форма. В день лекало обходит вокруг формы до сотни кругов, и ни в коем случае нельзя его сбить. Чем больше будущий колокол, тем сложнее орудовать лекалом.
4. Высушенный болван смазывают воском и накатывают на него новый слой глины и песка, но уже с помощью второго лекала – для внешней формы. Так рождается фальшивый колокол, он выглядит совсем как настоящий. На него наклеивают рельефные украшения из воска – иконы, орнамент, надписи, а сверху водружают восковую же корону.
5. Фальшколокол обмазывают воском, жирной глиной, опутывают металлической сеткой с крючками, а сверху снова покрывают толстым слоем глины, оставляя отверстие для заливки металла. Получается прочный армированный панцирь – кожух.
6. Получившуюся «матрешку» ставят на электрическую спираль, которая нагревается, и воск между слоями глины тает. Маленькие колокольчики стоят на плите полчаса, гиганты греются по двое суток.
7. С фальшколокола аккуратно стягивают кожух. На нем изнутри отпечатываются все украшения и надписи, от воска же остаются только следы. Фальшколокол безжалостно разбивают. Кожух ставят на прежнее место, и между ним и болваном остается пустое пространство, куда и заливают колокольную бронзу.
8. Колокольная бронза – это 80% меди и 20% олова. В печь закладывают медь и плавят 5 – 6 часов, следя за тем, чтобы температура постепенно приближалась к точке плавления меди – 1083 градуса. После этого температуру мгновенно поднимают до 1200 – 1300 градусов и вбрасывают олово. Металлическую кашу помешивают березовыми шестами и остужают до 1080 градусов. Если сплав переохладить, металл получится слишком пористым, а если не остудить, колокол распугает прихожан дребезжанием.
9. Форму колокола опускают в опоку – металлическую чашу. Если колокол тяжелее трех тонн, то опоку ставят в литейную яму и засыпают землей, чтобы форма выдержала огромное давление расплавленного металла. Через заливочное отверстие форму наполняют жидким металлом.
10. Остывший колокол достают из ямы, сбивают литники и облои (излишки металла) и привешивают язык в 1/20 от его собственного веса.
11. Решающий этап – проверка голоса. На особенности звучания колокола влияют его размеры, толщина стенок и украшения. Основной тон обеспечивает нижняя часть колокола, а все, что ближе к короне, вызывает протяжный гул от удара. Такие побочные звуки называются обертонами, они отличаются по высоте, громкости и длительности звучания, создавая то самое богатое многозвучие русского колокольного звона.

Три истории
Говорят, будто колокол церкви Святых апостолов Петра и Павла в Ярославле был вылит из серебра. По преданию, в Ярославле жил богатый купец, который и суда на Волге грабил, и нищих притеснял. И вот судьба покарала разбойника за злодеяния – ушел из дома его единственный сын. Сильно горевал отец, раскаялся и приказал из награбленного серебра отлить колокол и водрузить его на звоннице храма. Тут молодец и вернулся.
15 мая 1591 года колокол Спасского собора в Угличе оглушительно зазвонил, оповещая народ о гибели царевича Димитрия. Горожане расквитались с предполагаемыми убийцами наследника престола. Борис Годунов наказал не только участников самосуда, но и колокол. Его сбросили со звонницы, вырвали ему язык, отрубили ухо, высекли плетьми, а потом отправили в Тобольск вместе со ссыльными угличанами. В 1677 году колокол расплавился во время пожара.
В 1920–1930-х годах колокола превратились в объекты нападок и ненависти советской власти. Объявившая индустриализацию страна требовала все больше и больше цветного металла. Безбожники переплавляли колокола, например, на котлы для столовых. В начале 1930 года председатель Ярославского горсовета Вахрева писала всесоюзному старосте: «Пленум Ярославского горсовета на основе многочисленных постановлений и настойчивых требований рабочих масс 12 ноября 1929 года вынес решение о снятии церковных колоколов в городе и передаче их для нужд промышленности...». 

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе