Деградация, эскалация и санитарные разборки. Кризис образования и тесты ПЦР. То жара, то холодрыга. В Париже 9 градусов, в Питере 26.
Бог знает что творится вокруг.
Москва выходит из договора по открытому небу. Путин запрещает всем чужим смотреть сверху, что мы делаем у себя дома внизу.
Генсек ООН внезапно услышал и поддержал Валентину Матвиенко и теперь тоже ратует за межрелигиозный и межэтнический диалог в виде конференции.
Франция разрешает ресторанам кормить людей, но только на террасах. А в Москве вповалку с местными внутри кафе едят понаехавшие из Парижа.
Всё это действо проходит под залпы тяжёлой артиллерии Фейсбука, лупящей боевыми снарядами по талантам певицы Манижи.
Одним словом, ад и поребрики. Никакого порядка на свете.
Впрочем, неправда. Порядок на свете есть. И я даже знаю, почему он не вымер ни в одну из революций, вместе со старым режимом. Порядок на свете выживает в любую из эпох, пока есть люди, реально любящие то, что они делают, и делающие это хорошо.
Хотите убедиться – езжайте в Питер. Желательно в самый промозглый и дождливый день. Ну, то есть, в любой из 365 в году.
Идите прямиком в музей-квартиру Достоевского, потопчитесь там на входе, соберитесь с мыслями и проникнитесь всеми возможными ужасами мрачного бытия.
Как только почувствуете, что жизнь – беда и вы близки к отчаянию, незаметно примкните к экскурсии, ведомой молодой хрупкой женщиной по имени Марина Уварова (тихо и тактично разузнайте и примкните).
Дальше только слушайте, слушайте, слушайте. Даже если вам кажется, что вы сами всё давно знаете наизусть. Уверяю вас, вы не знаете.
Это будет не обычная экскурсия с давно и хорошо заученным повествованием: вот здесь стояла детская кроватка, а отсюда украли любимую ложечку. Не перечень известных фактов: он тратил, она экономила. И даже не редкие откровения мало читанных дневников…
– Что ты там пишешь обо мне?
– Что заслужил, то и написала…
Это будет высокое театральное действо, в его лучшем и самом глубоком смысле, вплоть до катарсиса. Там каждый звук и каждый жест окажутся на своём месте, в тексте, совершенно ничем не напоминающем традиционную экскурсоводческую литонию.
Вы будете цепляться за каждое слово, как задыхающийся за последний глоток воздуха. Вы рухнете в бездну достоевского страдания и тенью проползёте по мрачным питерским дворам, хватаясь за измождённые отчаяньем стены. Вы потеряете всё и всех, познаете ужас перед неминуемым расстрелом и порвёте себе сердце в кошмаре о смерти близкого, ближайшего ребёнка…
И вдруг очнётесь, как после гипноза, перед дулами ружей, смотрящих прямо на вас. И услышите последний, окончательный и бесповоротный вердикт: всё может быть хуже. Да, именно, гораздо хуже. Но может и не быть.
А значит, надо вставать и пробовать снова. Идти, ползти, скрести. Как получается, главное – пробовать снова и снова.
На месте про «гораздо хуже» школьники девятых и десятых классов выдают иронично обескураженную реакцию: хуже?! Чем смерть, болезнь, потеря близких одного за другим? И им отвечает свидетельство самого хозяина этой вечной и мрачной квартиры: хуже быть может, но не факт, что станет. Чтобы не стало, – вставай, живи и пробуй снова.
Когда я сама очнулась от этой экскурсии, как после сеанса целительного гипноза, я внезапно с удивительной чёткостью поняла, что пока с нашей памятью и историей работают вот такие люди, и где-то там и здесь существуют «театры одного настоящего экскурсовода», в мире всё будет в порядке.
Пройдут межрелигиозные диалоги, пролетят и подсмотрят сверху, чего делается, чужие спутники, в Питере снова станет плюс 9, а в Петропавловске-Камчатском – полночь, как всегда. Но пока хрупкие выпускницы института Культуры и искусства с кафедры музееведения будут сами писать и исполнять такие тексты, да ещё и делать из них экскурсии, – порядок в мире удержится, выстоит и закрепится.
Не верите? Езжайте в Питер, найдите Марину, убедитесь сами.
В тексте использованы фотографии автора.
_______________________
АВТОР Елена Кондратьева-Сальгеро Главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ».