Алло! Это прачечная?

Историк и журналист Илья Смирнов — о приоритетах «культурного» финансирования

Новости от чиновников, приставленных к культуре, заставляют снова и снова вспоминать старый анекдот. И если кто скажет: негоже опошлять таким юмором высокое служенье муз, отвечаю — опошлять начал не я. Не я присуждал премию за пипиську, намалёванную на мосту. Не я благословлял «культурную революцию» Марата Гельмана в Перми.

Но это всё в прошлом, правда?

Илья Смирнов. Фото из личного архива

Министр культуры у нас теперь совсем другой. Доктор наук, исписавший тома рассуждениями о том, насколько наш народ культурнее прочих. А государство, по его мнению, «обязано поддерживать то, что считает соответствующим интересам страны».

Теперь конкретные примеры.

Парк усадьбы «Архангельское», памятника федерального значения, о судьбе которого год назад докладывали президенту, всё-таки достанется коммерческим ООО. Так решило Минкультуры РФ. Участки пейзажного парка с Аполлоновой рощей передаются в аренду до 2053 года виргинским офшорам по замечательной цене около 1 тыс. рублей в год за сотку.

Не подумайте плохого. «Все интересы государства в Архангельском полностью защищены… Против есть только группа бузотеров, преследующая, вероятно, свои коммерческие интересы», — успокоил нас министр. А мотивы у министра и его коллег самые благородные: получить с арендатора деньги, которых сейчас не хватает на содержание парка. Сколько не хватает? 20 млн рублей в год.

Запомним и перейдем к следующим новостям.

«Культурная революция» из Перми переехала в город Псков, который собрался цивилизовать не галерист, а режиссер Vasily Senin: «Мне странно, что провинциальные актёры пишут рецензии на спектакли своих коллег. Мне странно, что провинциальные журналисты, главреды и руководители провинциальных медиахолдингов и оппозиционные блогеры-политики не ходят на лекции, куда приходят их столичные коллеги… Мне странно, что эти люди, всё время критикуя других, делая фантастическое количество замечаний в минуту общения, так по сути своей и внешнему облику не красивы, не умны, сами делают ничтожно мало и так влюблены в себя… Цугцванг провинциальных интриганов, беспомощный и, кроме брезгливости, уже ничего не вызывающий».

Правда, милый, высококультурный человек назначен худруком Псковского академического театра драмы? Он же теперь курирует и Пушкинский фестиваль, от которого изящно отпихнул народного артиста РФ Владимира Рецептера, пояснив: «Возраст не может быть аргументом художественного смысла».

Эти слова адресованы отцу-основателю фестиваля вместо благодарности. Сенин представляется учеником П.Н. Фоменко, и действительно был таковым, но давно уже нашел более выгодного гуру. «Тянется Василий Сенин вослед Серебренникову, как октябренок за голым пионером» (М.Ю. Дмитревская, ПТЖ). А вот реклама нового, уже псковского шедевра, якобы по Пушкину.

Тетеньки и дяденьки, переодетые почему-то в советскую школьную форму, сначала кривляются, потом начинают раздеваться, изображая эротику, в т.ч. «однополую». Кому не понравилось, тот жалкий провинциал.

В столице театр на Таганке модернизирует «команда во главе с Дмитрием Волкостреловым, присланная департаментом культуры Москвы». Список предыдущих постановок приложен к биографии Волкострелова в «Википедии». Загляните и оцените, достойная ли это замена Ю.П. Любимову.

Замены ему нет вообще, но к Таганке «команда» имеет примерно такое же отношение, как к палеонтологии докембрия. Однако именно эти люди уполномочены отмечать 50-летний юбилей прославленного театра и именно им (то есть, по сути, непонятно кому и непонятно на что) выделено около 300 млн рублей.

Помните, сколько не хватает на «Архангельское»?

Заранее отвечаю на стандартный набор заклинаний про «ханжество» и «цензуру». Нет, это не «цензура», которой всё время пугают друг друга инсталляторы, а здравый смысл и справедливость. Надеюсь, все помнят народную песню «ехал на ярмарку Ванька-холуй».

Герой этой песни являл согражданам свой постмодернизм на сугубо коммерческой основе. А не за счет средств, принудительно изъятых налоговыми органами у шахтера, крестьянина и медицинской сестры.

После того как в СМИ все-таки пробились описания инсталляций, которыми украсили Таганку модернизаторы, замруководителя департамента культуры Москвы Е.Шерменева ушла с занимаемой должности. Некоторые решили, что — ура! — это связано с делом о 300 млн и в отрасли начинают наводить порядок. Наивные. Дама всплыла с повышением. «Владимир Мединский заявил о создании федерального центра по гастрольной деятельности, который возглавит Евгения Шерменева».

Другая выдвиженка министра культуры Ольга Кох с июня прошлого года модернизирует Институт истории искусств в Питере: увольняет сотрудников (всего 42 человека) под самыми странными для научного учреждения предлогами. Потом уволенные подают в суд («Октябрьский районный суд отменил приказ и.о. директора Российского института истории искусств Ольги Кох, предусматривающий обязательное присутствие ученых на работе в течение пяти дней»), история искусств таким образом превращается в сплошной скандал, а в профсоюзной организации института возникают резонные подозрения, что единственный смысл происходящего — «быстро освободить здание особняка на Исаакиевской, 5». В порядке опровержения госпожа Кох увольняет председателя профкома.

Можно сказать, что учреждения, о которых идет речь, финансируются (или не финансируются) из разных бюджетов чиновниками разного подчинения. Простите, гражданам нет дела до взаимоотношений между канцеляриями. Вопрос должен ставиться по существу: есть ли у нас культурная политика?

Некоторые считают, что нет. Я склоняюсь к другой точке зрения. Она есть.

И она именно такая, что на уникальные памятники культуры и истории денег не хватает. Но они сразу находятся на очередной креатив: «Я сейчас буду делать спектакль «(М)ученик» по пьесе Мариуса фон Майенбурга, немецкого драматурга, который отказался ехать в Россию из-за гомофобских законов».

А теперь, наверное, простит нас, глупых «провинциалов», и приедет. За наш счет.

Илья Смирнов

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе