Бунт “галерки”

Процессы, которые мы переживаем, я бы назвал бунтом “галерки”. Или, как подсказал один из френдов, "камчатки".

Оба определения обидны для обитателей театральной галерки - как правило, продвинутых студентов, и для жителей славного полуострова, которым и так несладко. Но такое прозвище. На “камчатке” в школе сидят самые отпетые ученики. Второгодники, двоечники. Кандидаты на выгон. Они не хотят учиться, а хотят в дискотеку. Они пишут “корова” через “а”. Они думают, что “Войну и мир” написал Пушкин, и путают Достоевского с пожилым Лермонтовым. Они ненавидят умное – потому что скучно. Они ненавидят все и всяческие авторитеты, кроме криминальных. Они легко воспринимают плохое, потому что это значительно проще.


Именно они поняли нахлынувшую свободу как свободу от любых необходимостей. От необходимости учиться. Уважать знания других людей. Знать, что такое хорошо и что такое плохо.


Хлестать пиво приятнее, чем учить литературу. Трахаться приятнее, чем портить глаза над учебником. Кто спорит! На зверином уровне – приятнее. А получать кайф от процесса познания, что свойственно цивилизации, они не научились.


Теперь они разгулялись окончательно. Криминальная лексика и “блатные” вкусы определяют содержание и стиль телепрограмм, радиопередач, попсового кино, “новой драматургии” и желтой прессы. Неграмотность становится всеобщей – она каждый миг напоминает о себе рекламными слоганами, газетными текстами и титрами в фильмах. Неучи гордятся своей темнотой, ею бравируют. И на любом распутье из всех возможных вариантов всегда выбирают для себя посильный, по своему росту.


Веками человечество накапливало мудрость. К этой мудрости обращалось, цитируя своих классиков – людей литературы и науки. Афоризмы гениев служили камертоном, по ним выверяли себя и свои поступки. В спорных ситуациях, в поворотные моменты истории обращались к авторитетным людям за советом, к ним прислушивались. Многие мысли великих воспринимались уже как аксиомы, почти как Заповеди, регулирующие жизнь человечьего общежития. Ученые предупреждали, фантасты рисовали гипотетические угрозы, человечество пыталось осмыслить то, что с ним происходит. Училось терпимости к непохожим, трудно, но упорно отвоевывало равные права меньшинства с большинством, признание каждого – человеком, которого охраняет Закон человечности.


Все в одночасье рухнуло. Все интеллектуальные достижения ХХ века фактически отменены, и уже одним этим Россия отброшена на век назад. А если учесть ускоряющееся развитие коллективной мысли человечества, то – на много веков назад.


Поэтому мы с изумлением и ужасом все чаще обнаруживаем в нашей сегодняшней российской жизни черты Средневековья. Уже маршируют по улицам люди, нагло приватизировавшие понятия патриотизма, самой истины, и мнение обычного человека уже не имеет никакого веса. Уже зажглись первые костры из неугодных книг, уже митинги решают, что писать композиторам и что ставить театрам. И эта цензура “галерки” много хуже цензуры Политбюро – ею движет невежество.


Поправляем Пушкина – он уже не поспевает за нашим стремительным маршем назад. Отменяем давно очевидное, давно установленное наукой и хорошо усвоенное человечеством. Просто потому, что “галерка” в ненавистной ей школе не “проходила” ни Пушкина, ни Чехова, ни Дарвина. Потому что необразованности всегда  сопутствует агрессивность – это агрессия душевной неразвитости, война невежества со знанием, слепой веры – с фактами, с наукой, с критической мыслью, с самой идеей познания.


Подавленно замолкли ученые - им показали их место, заткнули в дальний пыльный угол, чтобы не вякали. Растерянны учителя, которым нужно раздвоиться между современным научным знанием и фанатичной, давно пройденной человечеством верой. “Интеллектуалы” легко покупаются на самые людоедские творения “камчатки” – считают это таким самобытным, таким дерзким талантом. Слова “либерализм”. “демократия”, “атеизм”, “мораль”, “толерантность” вошли в число бранных. Мир вокруг совершает, казалось, невозможное – переворачивается вверх тормашками, верх и низ, добро и зло меняются местами.


Поэтому снимаются фильмы, которые становятся знаменами нового фашизма. Сериалы, которые вводят насилие в закон нашего быта. Поэтому улицы наших городов излучают больше ненависти, чем естественной для человека приязни. Поэтому Россия, при всей ее формальной открытости миру, все больше напоминает изолированную от мира колбу, откуда выкачивают воздух. Процесс ускоряется.


Это безвоздушное пространство – плод торжествующего невежества. Власть тьмы.


Валерий Кичин

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе