Час в неделю для галочки

Школьный урок музыки, да в концертном зале, где дирижировал Хачатурян, пела Архипова, играл Ростропович? Урок – с учителем у микрофона, губернаторским симфоническим оркестром на сцене? Тема – преображающая сила музыки…

Звонкую эту новость из филармонических афиш последней декады октября узнали мы анонсом в стенах областного института развития образования. Открытых уроков не бывало в нашей филармонии, наверное, со времён выездов к нам в гости знаменитой телеведущей Светланы Виноградовой. Что, не было ни гроша да вдруг алтын?

УШЁЛ ИЛИ ОСТАЛСЯ?

Уж не устарела ли, не требует ли смягчающих поправок тема, вынесенная сегодня под газетную шапку? Понять всё это захотелось прямо на месте, на уроке музыки, простом, не филармоническом. Вот и отправились мы по одному надёжному адресу – в рыбинскую школу № 27.

Ехали с растревоженным сердцем, после краткого собеседования в институте на ярославской улице Богдановича. Чтобы не ходить вокруг да около, разговор в кабинете музыки начали мы сразу с «китов» Кабалевского. Это он, легендарный музыкант и педагог, придумал, как с толком уложиться в тот один-единственный час в неделю, отведённый на «пение» ещё в старозаветные годы советских школьных реформ.

Как успеть? А вот как. Не теряя даром времени, «въехать» с первого класса в музыкальный космос на «трёх китах» – песни, танца и марша, начать не с октябрятских песенок, а сразу с Баха, Моцарта, Чайковского, Бетховена, чтобы потом больше никогда с ними не расставаться. Вольнодумец, кто помнит, не оставляя профессорской кафедры в консерватории, пошёл учителем в обыкновенную школу.

Проверил и откорректировал своё кардинальное открытие, сделанное в радиобеседах с детьми: конечной целью уроков музыки в общеобразовательной школе не могут быть ни навыки хорового пения, ни нотная грамота. Они лишь средство для пробуждения чувств, драгоценной способности человека с малых лет, слыша в музыке живую радость и боль, откликаться на них сердцем и умом – в жизни.

Авторитет композитора с мировым именем, академика, доктора искусствоведения помог дерзкому новатору в открытом противостоянии с влиятельными оппонентами из Академии педнаук четверть века назад добиться утверждения программ (с 1-го по 7-й класс) в статусе государ­ственных. Тут-то и началась затяжная, не имеющая благополучной концовки по сей день интрига с продвижением в школы переведённых на все европейские языки программ – те хлопоты стоили ему инфаркта.

С каким превеликим трудом, несмотря на поддержку соратников и учеников, объединённых методистом кабинета музыки института на улице Богдановича Галины Абрамовой, «три кита» пробивали себе дорогу в наших краях, не раз с пристрастием писал «Северный край». Казалось, творчески мыслящие учителя во всём разберутся сами.

– Многие думали, что Кабалевский ушёл вместе с XX веком, – услышали мы от заведующей кабинетом музыки ИРО Светланы Томчук. – В новом столетии его идеи переживают второе рождение в комплектах учебных пособий учеников. Ими написаны все три программы «Музыка», рекомендованные министерством школам под действующий образовательный стандарт. Одна из них, разработанная под руководством Галины Сергеевой, вышла с посвящением «Памяти Д. Б. Кабалевского». Так ушёл он – или остался?

…И БЫЛО УТРО

– Мне странно слышать, что Кабалевский якобы куда-то «ушёл» из жизни школы, – мягко прояснила вопрос учитель музыки рыбинской школы № 27 Любовь Залыгина.

Хотя совсем недавно некий «куратор» в наставительном тоне просвещал заслуженного учителя России Залыгину: дескать, придётся вам, Любовь Викторовна, смириться, нет больше никаких программ Кабалевского, вернее, пока есть, даже переизданы, но без комплекта методических материалов, скорее для домашнего чтения, другие, мол, времена – другие песни.

Стоило начаться уроку, как само собой выяснилось, всё те же песни у второкласс­ников. Сперва все вместе разбирались, какая из двух мелодий у классика Прокофьева утренняя, а какая вечерняя.

– Разве же тут утро? – поправляет учитель одного белобрысого торопыгу. – Взгляни на Павла: улёгся на парту, заслушался, вот-вот под музыку задремлет.

С телеэкрана в оркестровом звучании слушают «Песнь Сольвейг»: там тоже природа проснулась и утро наступает.

– Давайте подпоём композитору Григу, – даёт она вступление певцам коротким взмахом руки. – Чтобы в душе у нас солнышко взошло.

Утреннее настроение поддержали песней друга и ученика Кабалевского – хормейстера и композитора Георгия Струве: «У моей России голубые очи,//На меня, Россия, ты похожа очень». Пели, сверяясь с видеозаписью сводного хора рыбинских общеобразовательных школ – под дирижёрский жест самого автора!

– Признаться, мне больше нравится, как поют ребята в телевизоре, – не щадит учитель самолюбие своих милых второклашек и немедленно даёт им шанс на успех. – Попробуем «Мою Россию» повторить, только встанем – так легче певцу правильно дышать.

На деловое предложение «кто хочет стать солистом?» первым откликнулся Дима:

– Я в садике лучше всех пел.

– А ну выходи, Козлов­ский, покажи своё искусство.

– Козловским, Любовь Викторовна, я быть не хочу, – удивил всех своим ответом.

– Да не обижайся ты, чудак-человек, догадываемся, о чём подумал – зря расстраиваешься. Козловский – это такой знаменитый тенор был.

Выходом к доске в роли «знаменитого тенора» солиста Димы и заключительным резюме Любови Викторовны – «голос есть, а слух вместе будем развивать» – эта нескучная премьера «Театра одного учителя» благополучно закончилась как раз по звонку на перемену.

После уроков устроили мы на полчаса один на один «зрительскую конференцию», обсуждали тему «Музыка в школе». Копий напрасно не ломали. Вечную проблему учительской бедности затронули разве что слегка: Залыгиной причитаются доплаты за квалификацию, стаж, звание – на жизнь не жалуется.

Что не успевает на уроках – добирает на классных часах по четвергам. Лет семь назад добилась увеличения вдвое времени на музыку для восьмых классов – уважили её просьбу сделать исключение для «проблемного возраста». Два часа в неделю музыки у восьмиклассников двадцать седьмой и сегодня. И хоть бы что – земной шар от эдакой «крамолы» не перевернулся.

А вот случая расширить зону своего воздействия никогда не упустит. На родительском собрании может с порога дорогих гостей привести в полный ступор – одним только вопросом: «Ну, с какой песни начнём?» После паузы с пожиманием плечами и переглядыванием преспокойно объяснит: хочет получ­ше узнать, кто же подарил ей таких талантливых детей, и не может быть, чтобы вы, граждане, не знали «Надежду» Пахмутовой.

Подзарядившись песней, поедут дальше. Оно и лучше – для откровенного разговора о делах, не всем приятных, музыкотерапия – самое то.

ЧТО МОГУТ КАБАЛЕВЦЫ?

О коллегах-кабалевцах Любовь Залыгина, кажется, говорила бы хоть до полуночи. Мы же ограничились рассматриванием фотоальбома с краткими пояснениями, кто есть кто и у кого какой «конёк». У Татьяны Заяц из посёлка Волга Некоузского района это фольклор, у Зинаиды Мурашовой из ярославской школы № 21 – теория музыки. Ростовец Анатолий Подкосов – джазист, его земляк Алексей Паутов, будучи разносторонним музыкантом, своё авторское кредо выразил в песне про «Трёх китов» Кабалевского.

Лет пять директором двадцать седьмой – редкостный случай – был учитель музыки Игорь Ушаков. Виртуозу-струннику верно служила на уроках балалайка. Сейчас он «по Кабалевскому» учит музыке детей дипломатов в русской посольской школе в Пекине.

Двадцать три года отдала ярославской Красноборской спецшколе Ольга Фалетрова: возвращая на путь истинный трудных подростков. За счёт факультативов добилась для своего предмета трёх часов в неделю. Психолог школы отследила воздействие оздоравливающего эффекта музыкального искусства. Воспитанники стали спокойнее, дружелюбнее, просветлела атмосфера в школе, появился интерес к учёбе.

Многотрудную практику Ольга Михайловна осмыслила в авторских технологиях оздоровления музыкой, по этой теме на педагогическом факультете ЯГПУ имени К. Д. Ушинского защитила Фалетрова кандидатскую диссертацию. Вместе со Светланой Томчук недавно предложили на конкурс инноваций проект, частью которого станут оздоровительные уроки в филармонии – для школ разных типов. С пониманием отнёсся к их замыслу маэстро Аннамамедов. Вместе с дирижёром Сергеем Оселковым обдумали сценарий и программу.

В общем, если всё сладится, как задумано, будет у нас хороший повод для продолжения разговора о музыке в школе.

УХОДЯЩАЯ НАТУРА

А теперь пора развернуть проблему, взглянуть на неё с другой стороны. Учителей музыки не хватает даже в областном центре. Их ждут не дождутся, к примеру, в двух школах – сороковой и тридцать второй – на Красном Перекопе. Без специалиста этого профиля вынуждена обходиться в нашей области каждая вторая (!) сельская школа.

По информации из надёжных источников департамент образования строго предупредил возможных нарушителей порядка, доходчиво растолковал всем: дескать, не будет уроков музыки – не видать вам и лицензий. Самый простой способ избежать подобных санкций давно известен – проводить уроки «как получится», при этом по всей форме отчитаться, вот именно, для галочки.

Выпуск учителей музыки сокращается пугающими темпами. За три последних года в Ростов-ском колледже – с 25 до пяти человек, в педуниверситете – с 18 до 11. Причём факт трудоустройства смогли подтвердить из этих одиннадцати пока что только трое выпускников 2008 года. При этом вряд ли корректно было бы, как объяснил нам заведующий кафедрой основ теории и методики музыкального художественного воспитания, доцент Александр Плохов, упрекать молодых специалистов в нехватке патриотизма, а тем более в некоем синдроме «боязни глубинки».

К встрече с ней кафедра готовит своих питомцев основательно. В педуниверситете работает лаборатория по проблемам сельской школы под руководством профессора Людмилы Байбородовой. Пособие «Музыка в сель-ской школе» стало учебником для вузов, отмечено губернаторской премией, а сейчас оно на выходе в столичном издательстве «Владос».

Это не единственный веский довод в пользу того, что специалистов продолжают здесь выпускать со знаком качества. Напомнив, что из выпускников кафедры почти целиком состоит хоровая капелла «Ярославия», что «разумное, доброе, вечное» сеют они в стенах не только городских школ искусств, но и сельских общеобразовательных (одна из таких школ – Кузнечихинская), наш собеседник в своих размышлениях о судьбах самой профессии не счёл нужным подслащивать пилюлю:

– Живём на распутье, вот уж и впрямь, рассчитывая на лучшее, готовься к худшему, – сказанул в сердцах.

Педагогов кафедры всерьёз беспокоит, как бы при переходе к требованиям высшей школы европейского типа нам вообще эту специальность не потерять. Вместе с заведующим кафедрой посмотрели мы новые программы четырёхлетнего обучения «бакалавров художественного образования». Одного этого нам оказалось достаточно, чтобы понять – не на пустом месте те тревоги.

Будущему универсалу-гуманитарию предложен для освоения широкий набор профилей – от музейной педагогики, хореографии и дизайна до искусств экранного и заветного музыкального. Но специальность «учитель музыки» там даже не упомянута.

Чтобы в общих чертах представить себе, что мы теряем, если наихудшие опасения сбудутся, вернёмся ненадолго в класс Любови Викторовны Залыгиной. Отдачу своих трудов праведных видеть учителю музыки – Господь справедлив – дано, что называется, не отходя от доски. Залыгина умеет читать это по горящим глазам учеников.

Есть и долгосрочные заслуги, за которые орденами и премиями награждать как-то не заведено. Догадаться нам о том представился случай, когда рассматривали фотографии выпускников. Лучшие ученики Любови Викторовны – личности особого склада, при этом одной «группы крови». Не сговариваясь, подбирали профессию, можно сказать, с прямым выходом к сердцу.

Ирина и Дмитрий Соколовы – основатели фольклорного ансамбля «Седьмая вода», Елена Чаусова здесь в Рыбинске – регент Сретенского храма. Наталья Пугачёва – психолог и конфликтолог, её боль и забота – сироты.

Кого уж точно взяли за живое урок «Не стреляйте в белых лебедей» и другие природоохранные проекты Залыгиной, так это Татьяну Булатовскую – в городской администрации она ведущий специалист по экологии.

Ещё один ученик Залыгиной из любимых – Владимир Грищенко. Певец и гитарист, человек с нежным сердцем и светлой головой. Педуниверситет выпустил его учителем математики, а жизнь через годы привела в родную школу, на должность заместителя директора по информатике. Физика и лирика сошлись в его судьбе. Его стараниями «цифровые ресурсы» в кабинете музыки – на зависть другим школам. Навскидку взяли мы ролик с киноконцертом «Песни Владимира Шаинского». Эксклюзив от Грищенко: обработка видеоматериала, оцифровка и монтаж – фирменные, с маркой школы № 27.

Ну а заглавие этих заметок мы с Любовью Викторовной на прощание слегка подредактировали. Зачину проблемной фразы придали тон нейтрально утвердительный. Концовку же, с «галочкой», мысленно сопроводили вопросительным знаком. Сошлись на том, что «для виду» можно учить и математике, и чему угодно, и не только в сельской школе, где никак не могут найти учителя музыки.

В каждом отдельно взятом случае всё зависит от того, кому доверено богоугодное дело – печься о душе в мир входящего, и достанет ли ему самому, учителю, чести и совести, чтобы уберечься от той злополучной птички-галочки.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе