Чемоданчик потертый, забытый

в нем хранятся обрывки историй… Заглянуть в прошлое и почувствовать дух безвозвратно ушедшей эпохи, оказывается, можно и без машины времени. Сделать это позволяет выставка «Он мне дорог с давних лет», открывшаяся в Музее истории города.

Пожелтевшие от времени фотографии, одежда и предметы быта, которыми пользовались горожане в 30 – 50-х годах прошлого столетия, переносят посетителей музея в те далекие годы. На снимках Ярославль и ярославцы. Смотришь и понимаешь, как сильно изменился с тех пор наш город, и даже хорошо знакомые каждому горожанину места выглядят на старинных снимках иначе, чем сейчас.

   – Эта выставка задумана и выполнена сотрудниками нашего музея, – выступил перед собравшимися на открытии новой экспозиции директор Музея истории города Валерий Величко. – Если спросить любого из нас, хочет ли он вернуться в свою юность или посмотреть, как выглядел родной город в прошлом, каждый наверняка ответит на этот вопрос утвердительно. Заглянув на эту выставку, посетители смогут окунуться в атмосферу 30 – 50-х годов.

   Такие шляпки, платья и ридикюли носили ярославские модницы, а вот в таких кожаных плащах и ботинках щеголяли городские пижоны. Потертые дорожные чемоданы, музыкальные инструменты, открытки, модные журналы позволяют представить, как жили и чем увлекались наши земляки в 30 – 50-х годах XX века. Особое место на выставке занимает – не удивляйтесь – резиновая калоша. В те годы эта обувка была очень популярна и востребована россиянами. Одна пара весьма необычных калош – настоящий раритет, в каблуке есть отверстие под каблучок, только уже нарядной туфельки. Выпускала эту пользовавшуюся спросом резиновую продукцию ленинградская фабрика «Красный треугольник», и в 1950 году там было произведено 7,5 миллиона пар отменных калош.

   – У каждого человека есть свои дорогие сердцу воспоминания, от которых в тяжелые минуты становится легче на душе, – сказал первый заместитель мэра Александр Нечаев.– Пусть ярославцы и гости города приходят сюда, чтобы посмотреть, как выглядел наш город, прекрасный и в прошлом, и в настоящем.

   Автор проекта – старший научный сотрудник Музея истории города Марина Белова. Экспонаты для выставки подбирались не только из музейных фондов, но и из собраний и частных коллекций горожан, которые откликнулись на просьбу поделиться архивными снимками и старинными вещами.

   Для создания экспозиции 30 – 50-е годы выбраны не случайно. Еще живы представители старшего поколения, которые помнят наш город тех, советских времен. Одна из них – коренная ярославна Генриетта Николаевна Антонова-Шлиппенбах, около сорока лет проработавшая учительницей начальных классов. Она и ее младшая сестра Эмилия Николаевна – потомки одного из первых ярославских фотографов Ю. Шлиппенбаха, который приехал в наш город из Германии. Генриетта Николаевна и Эмилия Николаевна стали участницами создания выставки, предоставив музею редкие довоенные снимки. А отца сестер звали Николай Петрович Твердышев. Родился он в Ярославле в купеческой семье, работал фотографом на предприятии «АSEA», построенном шведами и известном современным ярославцам как электромашиностроительный завод «Элдин». По воспоминаниям Генриетты Николаевны, шведы жили в отдельных домах, у них была оборудована специальная площадка для игры в теннис, дорожки выложены плиткой.

   Портрет Николая Петровича, а также снимки, сделанные в довоенные годы фотографом Твердышевым, представлены на выставке. Мать Генриетты и Эмилии Адель Германовна – немка по происхождению, урожденная Шлиппенбах. Отец ее был потомственным фотографом и похоронен на Донском кладбище Ярославля.

   По рассказам Генриетты Николаевны, судьба ее отца была трагична. Николая Петровича арестовали в 1931 году, когда ей исполнилось шесть лет, а ее младшей сестре – четыре года. Семью тут же выселили из квартиры, в которой они жили. Отца отправили в ссылку без права переписки, вернулся он в 1936 году, но проживать в Ярославле ему не разрешили. Николай Петрович был вынужден снимать угол в одном из частных домов в Норском, перебивался случайными заработками. Умер он в 1942 году.

   – Времена были тяжелые, трудности приходилось преодолевать с детства. Но мы не чувствовали себя ущемленными. Росли как обычные дети – школа, пионерские лагеря. Правда, о папе рассказывать нам было запрещено, и приходилось молчать.

   Организаторам выставки очень хочется, чтобы ее посещали семьями – родители с детьми, бабушки и дедушки с внуками – и делились своими историями из прошлого и пережитого. Для них сотрудники музея подготовили сюрприз – специальный «чемодан воспоминаний». Каждый желающий может вспомнить о чем-то интересном и дорогом, перенести свои мысли на бумагу и поместить в чемоданчик. Возможно, затем эти записки вырастут в книгу воспоминаний, которая станет отдельным экспонатом выставки.

Городские новости

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе