Чужой среди своих

В ночь на воскресенье скончался народный артист России Александр Пороховщиков


Неожиданное исчезновение, инсульт и госпитализация, ампутация ступни, самоубийство жены — таблоиды превратили последний месяц жизни Александра Пороховщикова в грошовый сериал с лихим сюжетом. Популярная «мыльная опера», за которой с интересом следила страна, закончилась именно так, как всегда заканчиваются такие сериалы: в ночь на воскресенье у Александра Шалвовича остановилось сердце. Выдающийся русский актер скончался на 74-м году жизни.


Александра Пороховщикова называли последним аристократом кино — отнюдь не только из-за его аристократического происхождения, которым он по праву гордился. Упоминания фамилии Пороховщиковых восходят к XV веку, а среди выдающихся представителей рода — сплошь Александры: прадед, участвовавший в строительстве храма Христа Спасителя, и создатель первого русского танка, приходившийся Александру Шалвовичу родным дедом по материнской линии.


Аристократизм — не фамилия, а образ мыслей. Своих мыслей Пороховщиков не стеснялся никогда, хотя у многих они вызывали недоумение: он называл себя монархистом, дарил обожаемой жене участок на Луне, всерьез планировал клонировать родную мать, в любви к которой признавался в каждом интервью. В последние годы о нем все больше говорили в связи с новыми чудачествами и скандалами. Впрочем, назвать Пороховщикова чудаком в лицо вряд ли кто-нибудь мог рискнуть. Он сам умел отвечать за свои слова и поступки и, в свою очередь, мог заставить ответить любого.


Честное, спокойное, красивое лицо уверенного в себе мужчины, отвечающего за свои слова и поступки, — для нескольких поколений зрителей он был эталоном мужчины, человека чести и достоинства и оставался им до самой смерти, даже несмотря на многочисленные скандалы, которые сопровождали его на протяжении всей жизни.


Образ сильного мужчины в нашем кино всегда был в большом дефиците. Тем более странным кажется сейчас, что в профессии Александр Пороховщиков сначала видел себя актером комическим: окончив в 1966 году Щукинское училище, где, по собственному признанию, конкурентом ему был лишь Александр Калягин, он поступил в Театр Сатиры. Далее — слишком хорошо известные эпизоды блестящей карьеры: первая же роль — в «Доходном месте» у Марка Захарова — театральная сенсация. Через четыре года — личное приглашение Любимова в звездную труппу Театра на Таганке и роль Клавдия в легендарном «Гамлете». Дальше — роль в михалковском шедевре «Свой среди чужих, чужой среди своих», всесоюзная слава и Театр имени Пушкина, в котором Пороховщиков служил с 1981 года и вплоть до последнего дня.


Есть актеры-хамелеоны, для которых каждая роль — новая, есть те, которые на протяжении жизни играют одну и ту же роль в разных обличьях, и она, эта роль, и становится судьбой.


Пороховщиков «перемерил» на себя много ролей, но органичнее всего на нем сидела форма белогвардейского офицера. Образ красивого, сильного мужчины с усталыми, печальными глазами, в которых можно было увидеть печать будущего поражения, — это фирменный трагический герой Пороховщикова, сводивший женщин с ума. Все его герои — идеалисты, мечтатели, верящие, что возможно счастье любой ценой, и готовые пойти ради него до конца. Такие, как офицер из «Гори, гори, моя звезда», декабрист Пестель из «Звезды пленительного счастья», казачий офицер из «Ищи ветра» или чекист Кунгуров из михалковского шедевра «Свой среди чужих, чужой среди своих». Такие, каким был и сам Пороховщиков: непримиримым, сильным, гордым, и каким навсегда останется в памяти зрителей.


Александр Пороховщиков скончался в ночь на 15 апреля в московской клинике Первого МГМУ имени Сеченова. Он будет похоронен в среду, 18 апреля, рядом с матерью в селе Рождествено Дмитровского района Подмосковья.

Константин Ананьев

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе