Дмитрий БЫКОВ: «Нас мало, и нас надо беречь»

В Рыбинске известный телеведущий предложил свой вариант национальной идеи и доказал, что величие России не измерить количественными показателями

Писатель, поэт, журналист, телеведущий Дмитрий Быков встретился с рыбинцами по приглашению журнала «Новый город». Студенческая аудитория авиационной технологической академии смогла вместить всех пришедших на встречу только с помощью подоконников, ступенек и дополнительных стульев.

Желающих смотреть, слушать и задавать вопросы оказалось много, и состав их был разный: от юных бойцов молодежных политических организаций до ортодоксальных пенсионеров интеллигентной наружности. Впрочем, с учетом репутации рыбинского гостя всю публику можно было разделить на два лагеря: любителей современной литературы и желающих хотя бы на словах участвовать в политических процессах. Вторых было явно больше, потому что вопросы, заданные Быкову в Рыбинске, к литературе отношения имели мало. Все больше про политику, лидеров, будущее России. Если попытаться объединить ответы, получится следующее.

О сущности русского человека

– Вдохновить нас на работу может только великая идея. За деньги мы работать не будем. Чтобы россиянин открыл утром глаза и вышел на мороз (другую погоду ни за какие деньги не купишь), нужно захотеть величия – полета на Марс, например.

Самым русским писателем был Николай Лесков. Его тульскому Левше скучно ковать лошадь. За две недели без мелкоскопа блоху подковать – вот это радость жизни. Я вывел свою формулу жизни в России: Россия плохо производит продукт, но гениально производит среды. Наша среда измеряется количеством человеко-часов, проведенных в хорошей компании. И это трудное производство.

О новых книгах

– Пишу книгу о моногороде, где работает суперсекретный завод. Несуны воруют с завода детали и собирают из них разные изделия. В основном совершенно ненужные: светящиеся диски, крутящиеся тарелочки и прочие любопытные, но бесполезные вещи. Никто точно не знает, что за секретную продукцию производит завод. Но на том, что умельцы собирают из ворованных деталей, живет весь город: вещи меняют на продукты, ими хвастаются… А в конце выясняется, что завод производит в городе трудовую атмосферу. И в этом весь его секретный смысл. Я тоже делаю неизвестно что, пишу никому не нужные романы и стихи, которые ничего в жизни не изменят. Но мне от этого хорошо, иногда хорошо и вам. И меня это устраивает.

О сильных сторонах

– У меня сложилась простая идея, которая вполне может стать национальной: нас очень мало. На огромной российской территории нас меньше, чем жителей Северной Америки. И нас надо беречь и любить. В первую очередь нам самим.

И еще. Россия крепка не финансами, не экономикой, вообще не количественными показателями. У нас существует сильный примат идей качества, который не выражается статистически. Именно поэтому нищая, голодная Россия 1919 года была впереди планеты всей по многим параметрам. Русские культура, самоорганизация, бескорыстие, плановое хозяйство – на это еще будут долго оглядываться другие нации.

О соседях

– Любые разговоры о национализме мне кажутся спором ни о чем. Армянские и азербайджанские диаспоры, которые ссорятся из-за Карабаха во всем мире, в Москве живут дружно. Потому что им одинаково трудно. Вообще идеи национализма появляются как отвлекающий маневр. Я думаю, что именно так была подана информация с Манежной площади. В том, что там случилось, пострадавшей стороной стали фанаты «Спартака» и сама команда – теперь им еще долго придется отмываться от ярлыков национализма. В России много других социальных проблем, гораздо более важных, чем национальная вражда.

О лидерах и политике

– Я уважаю самодеятельных лидеров, так называемых людей из сети: Ройзмана, Навального. К последнему есть настороженность – не знаю, что из его идей получится. Много жду от Евгении Чириковой: сегодня она защищает Химкинский лес, завтра ей захочется защищать еще что-нибудь. Дружу с Лимоновым, по крайней мере смею на это надеяться – Лимонов очень одинокий человек. Интересен Немцов, но подчеркиваю: как человек, не как политик.

Российская политика по причине хронического неучастия в ней народа видится мне спектаклем, который играется перед большим и не очень сытым залом. Зал может свистеть, шуметь, топать ногами, иногда кто-то вбегает на сцену и сливается с массовкой, но сюжет никто изменить не может.

О молодежи

– Молодые любопытны и информоемки. Они ценят дружеские отношения выше идеологических, преданность выше идейного согласия. И это правильно. В результате они лояльны и у них развито чувство взаимопомощи. Еще они страшно любопытны и много читают. Да, не классику, а Твиттер. Но это тоже чтение. Они сами пишут, сами снимают ролики, кино. Они чисты и жадны до новых знаний.

Я преподаю литературу в московской школе «Золотое сечение». Не люблю хорошистов: уж либо отличники, либо маргиналы. С ними интересно. Отличники занимаются, потому что им нужна литература в будущем, маргиналам литература нужна, как аптечка в автомобиле, на всякий аварийный случай.

Однажды один мой выпускник из таких вот маргиналов, будучи на моем выступлении, вывел из зала пьяного зрителя со словами: «Будешь теперь, гад, знать, что такое этикет!». Я был счастлив. По крайней мере он знает слово «этикет».

О печати и свободе слова

– Интернет всю жизнь догоняет печатную продукцию и никак не догонит. Я не верю в компьютеризацию книги: последняя газета еще напишет о закрытии последнего сайта. Может, в силу того, что «живой конь теплый и пахнет», а может, потому что газета – вещь полезная: из нее можно сделать портянки, на ней можно разложить селедку.

Право журналиста – в рамках закона писать то, что соответствует его совести. Ну а когда мешают… пусть конкурируют две силы. У нас есть свобода писать и говорить то, что мы хотим, а у них есть свобода нам мешать. Мы делаем это хорошо, у них получается плохо. И это меня устраивает.

О том, как жить дальше

– Президент Института национальной модели экономики Виталий Найшуль точно сформулировал русскую национальную, не знаю уж, идею или матрицу: если что-то в России должно быть сделано, оно будет сделано любой ценой, если что-то в России может быть не сделано, оно не будет сделано никогда. И еще, как сказал французский шахматист и бизнесмен Жоэль Лотье, на трудную задачу зовите китайца, на неосуществимую – русского. Надо ставить стране великие и неосуществимые цели и учиться жить с тем, что есть.

ЯР-досье

Дмитрий Львович Быков родился 20 декабря 1967 года в Москве. Окончил школу с золотой медалью и факультет журналистики МГУ (кафедра литературной критики) с красным дипломом. Сотрудничал или печатался почти во всех московских еженедельниках и некоторых ежедневных газетах. Постоянный автор журналов «Огонек», «Фас», «Профиль», «Общей газеты», «Новой газеты».

С 2000 года – ведущий телепрограмм «Времечко» и «Хорошо, Быков» на канале ТВЦ. В 2010 году – ведущий ток-шоу «Картина маслом» на телеканале «Петербург – 5-й канал». О закрытии программы говорит без сожаления.

Поэт, писатель, автор четырех сборников стихотворений и многочисленных романов, член Союза российских писателей. Отмечен премиями Союза журналистов России, входил в лонг-лист «Букера», трижды был финалистом «Национального бестселлера», лауреат премии братьев Стругацких.

Женат, двое детей.

Юлия МУРАТОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе