Дождь по телефону. Говорит Резо Габриадзе

29 июня исполнилось восемьдесят лет сценаристу, режиссеру, графику, скульптору, создателю знаменитого Тбилисского театра марионеток Ревазу Левановичу Габриадзе. Вполне естественно,  что дни, посвященные юбилею художника такого масштаба, все длятся и длятся…

Вот я и решила опубликовать этот… это…эту… Даже не знаю, как назвать материал и жанр. Он собран из реплик Резо, брошенных им или на ходу, или во время вечернего чаепития с ним, которым одарила нас с дочкой судьба в Одессе. И все одесские дни неподалеку от Резо я теребила его и засыпала вопросами. Переспрашивала о том, что читала и  слышала о нем раньше, видела в его спектаклях и посвященных ему телепередачах. А правда ли, что так? А верно ли что было это или то? Я ходила за ним настойчиво как Эккерман за Гёте и записывала, записывала.

И вот, что из этого получилось.

Волшебники есть. Верьте мне.

*               

Там есть такой отрывок, в этом фильме. Такой теплый, такой человеческий, такой хрупкий… В фильме «Мимино».

Значит, Валико звонит в Телави, а ему –р-раз! и перепутали -– дали Тель-Авив. Ну, оно же на слух похоже. И там тоже грузин снимает трубку. И они вдвоем поют песню. Тихонько и душевно поют. Как будто одни на всей планете. Под летним низким звездным небом сидят и поют. Это с ума сойти, как сердечно. Сколько смотрю, все время плачу. Потому что очень честно, просто, без пафоса.

Жужуна цвима мо-о-о-овида,
Диди миндори данама.
ДАнама, Данама, данаМА,
Диди миндори данама.


Как прекрасно придумано, -– скажешь ты, читатель. Зачем, придумано, слушай? Списано из жизни. Это сейчас сел, поехал, встретился, обнялся, песню поешь. А тогда только по телефону можно было спеть.

Жужуна цвима моо-о-овида…

Моя любимая подруга, тележурналист и писатель Тинатин Мжаванадзеобъяснила, что ее обычно детям поют как колыбельную. Эта песенка – говорит Тинико -– про грибной дождик. Про свежий теплый дождик, что смочил лужайку, большую лужайку. Милая такая песенка.

Вот они в этом кино стоят вдвоем, Исаак и Валико, на планете стоят, один в одном конце, второй в другом и поют про грибной дождик.

Данама, данама, данама,
Диди миндори данама.

Исаак плачет. И я плачу. Зрители плачут. На сердце теплеет И мне хорошо. А когда мне хорошо, значит, моим родным и друзьям хорошо, если моим друзьям хорошо – всем вокруг них всем хорошо… Я так думаю.

Этот фильм придумал в компании с Викторией Токаревой и Георгием Данелия и  Резо Габриадзе. Фантазер и волшебник.

Этот материал не может быть в виде интервью. Это будет просто его прямая речь. Что я могу спросить у мудреца Резо? Если он в своем монологе сразу отвечает на все возможные вопросы.

Конечно, дорогой читатель, его надо слушать. Его надо видеть. Написанное частично теряет магию, обаяние, очарование. Ну, пусть не полностью – но какую-то важную часть точно.  

Тихим чуть хрустящим голосом с легким грузинским акцентом Резо Габриадзе говорит. 

О театре. О кино. О телевидении. О юморе. О друзьях. Об искусстве, науке. О жизни.

Боюсь пафоса. Сболтнешь что-нибудь, а потом всю жизнь стыдно.

*

Каждый человек актер. Нет человека не актера. Человек играет везде, даже в кресле у дантиста.
Как? Ну, сегодня ты охотник, а потом лисичка… Такой вульгарный пример, но чтоб было ясно вам.


*
С актерами надо как с детьми, у которых температура 39,5.


*
Работать с актерами надо деликатно, говорить коротко. Не показывать на себе ни в коем случае. Дать свободу. И ощущение преимущества. Можно помочь только жестом – как Питер Брук, коротким жестом помочь. И всё!


*
Я никогда не ставил Шекспира. Или Лопе де Вега. Я никогда не ставил ничего, кроме своего. Я не умею другое. Не могу.


*
Враг театра – сценография. Как можно меньше загромождать. Представьте себе, что это машина. И проверьте, сможет ли она работать без того, без этого, и уберите лишнее.


*
Я бы запретил актерам махать руками. Привязал бы к рукам гири, пусть работают так. Без лишних жестов. Чтобы не уходила энергия слова. Руки особенно отвлекают, а уж если человек бровастый и брови черные…


*
Актеры. Все они должны подчиняться режиссеру и находить в этом счастье.


*
Бережно относиться к материалу и уважать  зрителя.
Он в парике бежит через зал, он бормочет, он хватает чайник и машет рукой, а потом уже говорит вдруг слова… Чехова. Наизусть знает Чехова.
Как и я. В партере сидящий.


*
Наш главный враг – находка. Находка разрастается, начинает тунеядствовать и заслоняет собой весь смысл. Находка – паразит, начинает жить самостоятельной жизнью и становится больше собаки.


*

Советую смотреть плохие спектакли, чтобы не делать ошибок.


*

Опера стала другой. Там уже мизансцены, там костюмы, там уже театр. А мне нравилось раньше, когда выходила толстая румяная Виолетта и кашляла…


*

Язык кино поменялся. Новое время. А кто я? Я человек из прошлого века, я Семена Михайловича Буденного видел.

*

Где я  видел Буденного?
В поле. Мама меня несла вот таак… (Свернул руку бубликом, показывая, как мама несла его на руке) И там вдали кто-то ехал верхом. И мама сказала, смотри, это Буденный. И я увидел.

*

Реплика «Ларису Ивановну хочу» -– да, была в сценарии.

Когда немцы говорят по телефону, он говорит: «Здесь Р-р-рольф!» А она говорит: «Здесь Гр-р-ретхен!» А в грузинском языке  очень мягко и прилично это звучит: «Я хочу Ларису».

*

Песня «Чито-гврито»  это присказка. Игра. Чито – птичка-невеличка. Гврите – дикий голубь. Маргалиты – жемчуг. Из такой чуши получается песня.

*

Телевидение. Оооо… Чудовищная фраза телевидения: «Я этого достойна!» Что это означает?

*
Чем грузинский юмор отличается от украинского. По-моему ничем. Если мы его возьмем в большом истинном качестве, он везде одинаково благороден. На Украине юмор разлит везде. Украина давала миру супергигантов.

*
Я сам плохо шучу, я через 20 лет могу ответить на злую шутку, но адресата уже нет рядом, злоба давно прошла, ругаться уже не хочется, но зато ответ я достойный придумываю за двадцать лет.

*

Есть очень благородный юмор. Марк Твен, например. Геккельбери  Финн говорил, что папа ему советовал, если увидишь курицу, надо ее брать, потому что этой курицей всегда можно будет делать доброе дело – дать кому-нибудь. Геккельбери Финн добавляет от себя, что только он не видел второй половины этого доброго дела, чтобы папа кому-то давал курицу.

*

Самые большие аплодисменты мне были однажды в Доме кино. Шла премьера фильма, как двое сделали в 19 веке летающую арбу. Это 72-73 год. Вылетают наши космонавты в небо. Появляются песни, как мы проложим тропинки в другие галактики, и там встретимся и будем любить друг друга. Мне как автору сценария фильма полагалось сказать короткую энергичную речь. Я вздохнул и с пафосом начал. И вдруг раздался смех, а я не понял, что такое: почему смех, а у меня в душе абсолютно другое, я ведь сказал именно что-то такое как в той песне про тропинки. А зал смеется.

А я просто сказал вместо первопроходцы неба – первопроходимцы.

*

Я завидую моим друзьям, с какой легкостью они владеют аудиторией. Мы вместе с Вадимом Жуком выступали на радио. Вадим Жук так красиво вдохновенно выступал. Я заслушался и потом не смог говорить. И прикинулся нацменом.

*

Есть у меня такая теория – искусство создают женщины. А мужчины только выполняют заказ. Они – каменотесы.


*
Если знать все языки, можно гораздо больше узнать о мире, можно приблизиться к пониманию жизни. Слово «свободный» по-грузински дословно переводится как «сам_себе_бог» Слово беременная «орсули» как «две_души» И такие же чудеса есть и в других языках.


*

 Резо Габриадзе знает о каждой кукле из своего театра абсолютно все – где она живет и какие у нее отношения с родственниками, любит ли она пенки в молоке и на кого оставляет своего кота, отправляясь на гастроли.

*

Возможностей у куклы гораздо больше, чем у человеческого актера. Например, человек не может искренним быть, произнося фразу: «Я люблю вас, газель с лиловыми копытцами…» А кукла может. И ей веришь.
Кукла вообще вызывает доверие. Ей надо доверять.


*
В вопросе, какие куклы больше нравятся пальчиковые, тростевые или марионетки, расизм неуместен!


*
Мой новый спектакль о старом цирке шапито.

Был старый цирк в Кутаиси, когда я был маленький. Весь из брезента сделан. Шапито. Дождь скапливался в складках крыши. И прямо во время представления униформисты длинными палками изнутри толкали крышу и сбивали воду.

Это было так же интересно как и само представление.

*

Новый мой спектакль о клоунах белых и рыжих. Там есть семейная пара паровозов. Есть влюбленный электрик. Он влюблен в столб. Этот столб – девица в летах, передает песни по заявкам. И влюбленный монтер-электрик висит на этом столбе как сережка на ухе. Еще  есть неудачник иллюзионист. Он делал фокус, себя перепилил, и его ноги от него сбежали. Сбежали и устроились на работу где-то на обочине, пишут письма иллюзионисту: мы хотели знать, куда мы все время идем, теперь живи один со своими глупыми руками, которые не умеют себя вести в трамвае. Еще есть слониха, она тоже сбежала из цирка и работает няней в детском саду. А вообще спектакль об осуществлении мечты.

*

Я посещаю все толкучки мира. Они замечательные. В Мадриде хорошая толкучка, в Берлине, в Ашхабаде. Киевская славилась. Одесская просто считалась мечтой.

Там я видел бесценные вещи.

В Одессе продавался поправленный камнем на камне гвоздь.

Однажды я увидел там пробку от шампанского. Нейлоновая пробка. И какой-то старичок.

Я спросил:  -– Сколько стоит?

Старичок так посмотрел на меня, сказал: -– Это бесценная вещь. Трудно оценить.

Я дал ему три рубля. Сказал, дай рубль назад. Тебе – два. Мне -– один. Ему стало стыдно – три рубля тогда – это было такси туда и обратно.

Из денег самый надежный друг мой был – три рубля. Десять рублей это было надежно. А когда были 25 рублей -– в серьезном овале Ленин -– я терялся и не знал, что делать.  Или можно было завоевать мир, туфли купить или влюбиться…  Двадцать пять рублей коварные были деньги.

А до пятидесяти я два раза доходил, но меня мутило как на вершине. От высоты.

Я сказал этому старичку: -– Ты хочешь, чтобы я спросил, для чего это?

Он говорит: -– Дааа.

 -– Ну, для чего?

 --Если у тебя птичка будет, ты повесишь, она из этого будет воду пить.

Я купил.

*

 Все мои родные и друзья знают, что мой любимый персонаж – Боря Гадай из спектакля Габриадзе «Осень нашей весны»
Боря у меня повсюду – мне дарят птичек, всяких, и каждая носит имя Боря первый, Боря второй…
На моей аватарке в Живом Журнале был фрагмент рисунка Резо Габриадзе. Реваз Леванович подарил мне его давно – это, как он объяснил, Птичка Пушкин или Пушкин-птичка, так верней. Для меня это -– Боря, одетый в крылатку и цилиндр.
Он, этот Боря такой, что еще сыграет Пушкина, вот увидите. Он сыграет Пушкина в театре Габриадзе, Боря Гадай.

*

Невозможно постичь тайну любви.  В студии в Тбилиси у меня были старые двери. Летом я их открывал, и чтобы ветер их не бил, подкладывал кусочек дерева. Он, этот кусочек дерева, то пропадал, то снова появлялся весной. Жил у меня два-три года. Потом я из него сделал птицу. Получилась очень красивая. Лысая. Жуликоватая птичка. И потом пришлось для нее писать. Написал пьесу, как птичка моей бабушки нашла дырку в Кутаисский банк, в отделение двадцатипятирублевок и стала таскать оттуда деньги.

И эта птичка-деревяшка повела меня по свету. Мы разъезжали очень много. И в каждом городе в эту лысую птичку – он очень решительный был парень, этот лысая птичка  – обязательно какая-нибудь красивая женщина влюблялась в него.

И мы устраивали в последний день свадьбу. Вешали эту птичку, накрывали стол, невесту сажали, фату делали. Потом прощались и уезжали. Так мы попали в Мадрид. Вот что такое испанка! Глаза как маслины, низкая как у арабской лошадки походка, очень не мягкий взгляд. Она ходила раз десять на этот спектакль. И мы ей сказали, что нашей птичке вы тоже понравились, и выйдет ли она за него замуж. С удовольствием – она сказала. Мы собрали вечеринку. Но какой-то испанский негодяй, злодей, шепнул ей что-то на ухо по-испански. Она вскочила и убежала. Я бросился по лестнице за ней следом. Вместе с переводчиком мы побежали. Оказывается, этот злодей сказал, что она девятая или десятая жена.

Тут сложилась очень сложная и непонятная ситуация.

С одной стороны она понимала, что это очень смешно, с другой стороны – трудно ей было вернуться. Я пал на колени, умолял, говорил ей от  имени нашей птички, мы ее вернули на свое место. Но она ни разу во время свадьбы на птичку не посмотрела. Женщина.

*

 Все, что он создает – это любовь.

Рыцари-марионетки в его театре, неважно, кто они – люди (солдаты, клоуны, нищие старики), птицы, животные или локомотивы – все они совершают подвиги во имя любви.

*

Мы были в Калифорнии в зоопарке. Служители зоопарка и ветеринары в хирургических костюмах везли на каталке моржа, раненного винтом.

Как он плакал.

Как они бежали!

Как это было трогательно…

*

Друзья у меня есть в Украине. Много друзей. Я их люблю. Я по ним скучаю. Я им звоню. Они мне звонят. Я приезжаю, мы встречаемся. Есть замечательный человек Борис Литвак. В Одессе. Такой человек. В 90-е годы… Здесь есть свет – там нету. Там есть -– тут нету. В условиях, когда кто-то убегает, кто-то прибегает, кто-то размахивает Калашниковым, построил чудо. Детский реабилитационный центр. Я его люблю. Бориса Литвака.

*

Как я попал в Кремль.

В Кремль я попал в случайно.

Через киносъезд.

У меня тогда в родном городе друг был. Он сперва работал сторожем исполкома. Потом работал в ЖЕКе, была такая профессия – инструктор-педагог. Что это значило, я не знаю.  В основном играли в домино.

Когда я приезжал в свой город, он говорил, ради Бога не говори о своих успехах. Я человек завистливый, потом плохо сплю. И когда я приезжал и видел его, начинал хромать… И он говорил, не верю в это. Нога у тебя здоровая. В общем, чудесный был мой друг.

 И вот я в Кремле. И замечательный грузинский режиссер   Михаил Кубахидзе, он как ртуть, все время бегал по этому Кремлю, бегал и все узнавал. И узнал, что есть телефон, с которого бесплатно можно было звонить куда хочешь. Куда звонить? И первое, что я сделал, набрал номер ЖЕКа. И услышал голос: Алё? И характерный стук и «ходи!».

 -– Здравствуй, мой дорогой, это я.

-– Приехал?

-– Нет.

-– А почему так хорошо слышно!

-– Потому что я звоню из Кремля.

-– Давай-давай. Вечером где будем?

-– Это невозможно, я очень занят. Я в Кремле. У нас столько дел, очень много дел.

И он вычислил по газетам и увидел фотографию в газете «Известия», где я стою с кем-то в Кремле. И когда я приехал, он признался:

 -– Я ее так изорвал, эту газету!

Замечательный человек.

*

 Резо умеет слушать. Он разговаривал с моей шестнадцатилетней дочкой о ее будущем. Внимательно ее слушал, давал очень дельные советы, при этом осторожно оговаривался: "Только дам тебе важный совет -– не прислушивайся к моим советам"
В день его семидесятипятилетия его друг Юрий Рост, известный журналист, обозреватель и литератор написал:

“…Он выдумывает мудрые сказки. Открывает дверь: мол, входите, общайтесь с моими обаятельными и отважными героями, заблуждайтесь радостью, а сам живет снаружи жизнью довольно скрытной, загадочно осторожной и недоверчивой. […] Резо, дорогой, войди в открытую тобой для нас дверь. Твоим героям будет приятно. Если им будет приятно, то и нам — твоим товарищам — будет приятно. А если нам всем будет приятно, то тебе будет приятно особенно… Я так думаю” («Новая газета» 30. 06. 2011)                                                                            

*

Когда я думаю о Резо, когда я рассматриваю его рисунки, когда я перечитываю замечательную книгу Марины Дмитревской «Театр Резо Габриадзе», меня не покидает какая-то детская обещающая радость. Как летний теплый грибной дождик. Я радуюсь и напеваю:

 Жужуна цвима мо-о-о-овида,
Диди миндори данама.
ДАнама, Данама, данаМА,
Диди миндори данама.

2012 – 2016г.г.

P.S. Выражаю искреннюю благодарность автору и ведущему телепроекта «Фонтан-клуб», где выступал Резо Габриадзе, редактору всех моих книг, писателю, публицисту, редактору журнала «Фонтан» Валерию Хаиту за то, что это именно он убедил меня, что нельзя быть такой жадной и надо делиться хорошим о хорошем.

Фото: Анна Голубовская

Автор
Марианна Гончарова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе