Есть в реставрации место творчеству!

В столичном зале международного Художественного фонда прошла выставка «Реставрация. Творчество», которая была организована галереей современного искусства «Преображение», руководит которой Екатерина Чугреева, реставратор темперной и масляной живописи. Наряду с москвичами и петербуржцами в ней приняли участие и ярославские реставраторы, художники и архитекторы разных поколений.

На первый взгляд может показаться, что реставрация – это ремесло, в котором нет места творчеству. На самом деле это далеко не так. Выставка открыла тайну этой сложной и удивительно интересной профессии, рассказала, какое место в ней занимает творчество. Не случайно символом выставки стали песочные часы, изображённые на афише. «Реставрация. Творчество» – это две материи, перетекающие одна в другую. Весь реставрационный процесс направлен на выявление замысла автора. Любой реставратор непроизвольно подключается к творчеству мастера, создавшего произведение искусства. В этот момент и происходит слияние реставрации и творчества.

На выставке можно было узнать, как происходит сложный процесс реставрации иконы «Богоматерь Казанская» XIX века из фондов музея-заповедника «Коломенское», живописных полотен Эдварда Выржиковского «Лесная речка» и «Апрельское солнышко» (реставратор Е. Чугреева). Чем интересна реставрация архитектурных ансамблей, рассказал архитектор-реставратор Сергей Чередов на примере проекта реставрации деревянной архитектуры усадьбы Абрамцево. Какие открытия в системе планировки исторического центра древнего Ярославля могут сделать современные архитекторы, продемонстрировала на чертежах архитектор Ольга Мазанова. Запоминающиеся живописные полотна с ярос­лавской тематикой представила педагог Ярославского художественного училища Елена Панова. Свои работы выставили известные ярославские художники: Юрий Жарков – с насыщенными всеми оттенками золота и охры петербургскими видами Невы; Адольф Булдыгин – с картинами Плёса, рядом интересных парижских живописных этюдов, выполненных в особенной сдержанной цветовой гамме; Михаил Ковалев – с серией тонких, загадочных по настроению графических работ, выполненных тушью.

На выставке можно было увидеть живописные работы, выполненные в уникальной древнейшей живописной технике – энкаустике (от греческого «вжигать»). Ярославский художник Евгений Соколов посвятил этой сложнейшей технике, в которой работают всего несколько художников в мире, более 20 лет творческой жизни. Он представил на выставке натюрморты, а также солнечный по настроению женский портрет «Соломенная шляпа». Именно наличие воска в составе красок, используемых в энкаустике, придаёт живописи необычную глубину, свежесть и фантастическую долговечность.

Помимо основной профессиональной деятельности реставраторы занимаются творчеством для души – это и современная православная икона, и живопись, и графика, и дизайн, и фотография. Многие из них привезли свои работы в столицу, чтобы ещё раз подтвердить: «реставрация позволяет посмотреть на творчество изнутри» – эти слова, сказанные реставратором древнерусской живописи Ярославского художественного музея Ларисой Рыбцевой, стали девизом выставки. Главная идея вернисажа – совместить в одной экспозиции работы реставраторов и художников, чтобы проследить их творческую близость, определить точки их соприкосновения в различных сферах искусства. И это вполне удалось.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе