Федор Хитрук: "Винни-Пух" был первым фильмом, после которого я сам себя не проклял

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения великого советского аниматора [видео].
Казалось, что Федору Хитруку вполне по силам дойти до этого юбилея. Во всяком случае, он дожил до глубокой старости, сохраняя ясный ум, преподавая студентам и рассказывая в интервью изумленным читателям хипстерских журналов о том, как в 1935-м побывал на первом московском кинофестивале. 
Федор Хитрук и японский кинорежиссер Сайоко Киношита на фестивале детского анимационного кино "Золотая рыбка" в 2002 году. 
Фото: Яковлев Александр/ИТАР-ТАСС


Фильмов он не выпускал с 1983 года (последним стал "Лев и бык" по сказке, которую он обожал в детстве), но это не имело никакого значения: того, что он сделал в жизни, и так было более чем достаточно, чтобы считаться аниматором номер один в России.

Вообще невольно возникает ощущение, что авторы классических детских мультфильмов в России живут дольше, чем "обычные" кинематографисты: режиссер Иван Иванов-Вано и художник Анатолий Савченко, нарисовавший мультипликационного Карлсона, дожили до 87, Владимир Сутеев - до 89, один из авторов "38 попугаев" и "Чебурашки" Леонид Шварцман здравствует и поныне в свои 96... Федор Савельевич умер в 95, в конце 2012 года. И эту новость, кажется, с болью восприняли даже школьники, которые, как и их родители, выросли на "Винни-Пухе" и "Каникулах Бонифация".



ДЮРЕР, ФЮРЕР И ДИСНЕЙ

"Как все мальчишки, я мечтал о всевозможных профессиях - от артиста до вагоновожатого" - писал Хитрук о своем детстве в книге "Профессия: аниматор". К 15 годам он вроде бы определился: решил стать художником. В тот момент он жил в Германии - туда направили работать отца, инженера-станкостроителя. Восхищался Дюрером (его "Зайца" он всю жизнь считал идеалом), часами сидел в зоопарке, наблюдая за зверями, учился на отделении промышленной графики в штутгартском художественно-ремесленном училище. Еще он бродил по склонам холмов и вслух читал Новый завет на немецком (в училище он выиграл конкурс на лучшие рождественские картинки и получил 40 марок, чем перепугал родителей - они были советскими людьми, и успехи сына в религиозной живописи могли выйти им боком; деньги пришлось вернуть). Еще Хитрук наблюдал приход к власти фашистов и однажды видел, как по улице под восторженные крики толпы в открытой машине едет Гитлер (к слову, Сталина в детстве он наблюдал точно таким же образом - едущим по Арбатской площади в машине). Вскоре одноклассники начали по утрам стоя распевать нацистские гимны; ему самому, по счастью, участвовать в этом не пришлось. Зато в Германии он в совершенстве выучил немецкий язык, и во время войны служил переводчиком, а после войны в том же качестве провел в Германии два года, а в 1980-е ненадолго приехал в Штутгарт уже в качестве преподавателя.

Винни-Пух. Все серии подряд.


Настоящий поворот в его судьбе произошел по возвращении в Москву, на том самом кинофестивале 1935 года: семнадцатилетний Хитрук посмотрел несколько короткометражек Уолта Диснея и был ими потрясен. Мультфильм "Микки-дирижер" просто снес юноше крышу: "из кинотеатра я вышел удивленный и растерянный". Но он продолжал заниматься живописью и графикой, и лишь через два года пришел устраиваться на недавно созданный "Союздетмультфильм". На конкурсном экзамене набросал иллюстрации к "Мартышке и очкам" Крылова быстрее всех - сказались часы, проведенные в зоопарке за зарисовыванием животных. Потом от скуки нарисовал раскадровку еще одной басни, "Волк на псарне" (остальные претенденты только-только приступали к заданию). Умение быстро и хорошо рисовать бесценно для аниматора - и Хитрука, несмотря на юный возраст, приняли.



ДЬЯВОЛЬСКИЙ УТЕНОК

Автор веселых мультфильмов знал в жизни множество творческих кризисов. Которые преодолевал, как правило, успешно и, как правило, с большим трудом.

Свое первое задание на "Союзмультфильме" он запомнил на всю жизнь: ему поручили нарисовать девятисекундную сцену, в которой утенок накрывает стол салфеткой, потом сдергивает ее - а под ней оказывается собачка. "Опытному мультипликатору работы на два дня". Хитрук работал над этим эпизодом три месяца, утенок на разных картинках получался разного размера и разной формы, никакие советы старших коллег не помогали. С тех пор Хитрук часто видел один и тот же сон - что работает над мультфильмом, но не может понять, о чем он.

"С наскока" овладеть профессией не получилось, Хитрук начал терять веру в себя, но постепенно все выровнялось: режиссер Владимир Сутеев, снимавший мультфильм по "Дяде Степе", поручил ему сделать крошечный эпизод с дворником, подметающим двор и приговаривающим "О-хо-хо!" Дворника, в отличие от утенка, Хитрук "почувствовал". Сцену он рисовал месяц, отрываясь от стула только чтобы "играть" дворника: ходить по коридору "Союзмультфильма" его тяжелой походкой, кряхтеть, размахивать несуществующей метлой. И в конце концов он увидел эту сцену на экране, в просмотровом зале.

"Дворник замахал метлой и пошел в своих нелепых валенках. Сам пошел, без меня! Ожил и заговорил!! Это было непостижимо. Произошло чудо, и я оказался к нему причастным. Не помню, как отнеслись к моей сцене режиссер и все остальные. Кажется, похвалили. В тот момент я вообще ничего не видел вокруг себя. Из зала вышел, шатаясь, как пьяный, и должен был держаться за стенку, чтобы не упасть. Никогда больше я не испытал такого беспредельного, головокружительного счастья, как в тот раз".

Потом Хитрук в качестве художника работал на множестве картин. И про своих персонажей говорил, что не "рисовал" их, а "играл", будь то Оле-Лукойе, Лиса в "Серой шейке", тигр или старый чайник. "Играя" пьяного воробья, он сначала долго наблюдал за воробьями, потом вставал перед зеркалом и двигался, как пьяный, чтобы почувствовать персонажа.

* * *

Хитрук покинул профессию и сконцентрировался на преподавании после смерти первой жены Марии Мотрук, с которой прожил несколько десятилетий и которая работала на его фильмах первым помощником. "Для него ее уход был страшным ударом" - вспоминал коллега и ученик Хитрука Эдуард Назаров. Второй его женой стала врач, которая ухаживала за его больной матерью, а после ее смерти начала заботиться и о нем самом. Режиссеру было 70 лет, а Галине - 50. Они прожили в счастливом браке четверть века.

Мультфильмы для взрослых: Фильм, фильм, фильм .


Он внимательно следил за мировой анимацией, восхищался "Шреком", в котором, по его мнению, все было идеально, кроме одного: ничему не хотелось сопереживать. Он полагал, что из анимации начала уходить душа, которая была и в советских мультфильмах, и в ранних работах Диснея; был уверен, что автор мультфильма должен вкладывать в него частичку себя.

У него оставалось восемь готовых сценариев, к которым он так и не приступил - а другим режиссерам отдавать боялся, считая, что они все испортят. То ли в шутку, то ли всерьез говорил, что эти сценарии надо опубликовать в книге под общим названием "Я не успел".

Галина Хитрук в интервью рассказывала, что в самом конце жизни у ее мужа из-за болезни иногда бывали галлюцинации. И когда близкие старались его отвлечь, Хитрук отвечал: "Не мешайте, у меня в голове сценарий". Он до последнего снимал свои мультфильмы.



РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС

"Дама с собачкой" в роли поэтического поросенка


Как снимались самые известные мультфильмы Хитрука


"Каникулы Бонифация"

Бонифаций в каком-то смысле нашел Хитрука сам. Закончив работу над мультфильмом "Топтыжка", Хитрук подыскивал материал для новой картины - и, разбирая ящики письменного стола, среди кучи пустых бутылок ("непременного остатка после каждого фильма") случайно нашел пару машинописных листков. Его зацепила одна фраза: "Подумать только, удивился директор цирка, - я и забыл, что у львов тоже бывают бабушки!" Оказалось, это фрагмент сказки чешского писателя Милоша Мацоурека, которую Хитрук и экранизировал.



"Фильм, фильм, фильм!"

Картина про то, в каких муках рождается художественный фильм, по иронии судьбы стала одной из самых тяжелых для Хитрука. Изначально это должны были быть анимированные титры к фильму Станислава Ростоцкого: появлялись слова "Автор сценария...", "Режиссер...", а вокруг бегали смешные человечки, обозначающие сценариста, постановщика и т.д. Но Ростоцкий так и не снял свой фильм, и титры не пригодились. А потом Хитрук побывал на выступлении знаменитого литературоведа и кинодраматурга Виктора Шкловского, который рассказывал, как больно ему всегда было смотреть на то, что с его сценариями делают режиссеры и что цензура делает с режиссерами. И с улыбкой завершил свою речь: "Но это - наше кинематографическое счастье, и другого я бы не хотел!"

Хитрук делал "Фильм, фильм, фильм!", испытывая "в десятикратном размере" те страдания, через которые проходил его герой-режиссер, потому что опять "не знал, как это сделать". После фильма Хитрук вслух в ярости говорил: "Чтоб я еще раз! Когда-нибудь! Да пропади оно пропадом! Сгинь!"

Кстати, хотя режиссер в мультфильме отчетливо напоминает Сергея Эйзенштейна, снимающего "Ивана Грозного", Хитрук упорно открещивался от любых параллелей с классиком советского кинематографа.



"Винни-Пух"

Хитрук очень любил сказку Алана Александра Милна (которую прочел сперва на английском, а потом в пересказе Бориса Заходера). И несколько лет боялся браться за экранизацию - опасался, что может что-то сделать не так. Он говорил, что если бы до начала работы увидел диснеевские мультфильмы про Винни-Пуха (первый вышел в 1966 году), то, возможно, не стал бы браться за свою версию - зачем повторять? (Хотя диснеевские фильмы он в итоге посмотрел и остался ими недоволен; да и их режиссер Вольфганг Райтерман, по словам Хитрука,тоже был не в восторге от своего произведения).

Так или иначе, в конце концов Хитрук с художником Владимиром Зуйковым придумали медвежонка и остались им довольны; правда, персонаж получился слишком тонко прорисованным, работать с таким Винни было бы сущим мучением ("его надо было делать мелкими штришками и раскладывать это на десятки тысяч рисунков"). В конце концов медвежонка несколько упростили. Еще из книги Милна сразу убрали Кристофера Робина, потому что он подчеркивал существование другого, человеческого мира. А Хитруку хотелось придумать один, цельный мир - не зверей и не людей, а любимых персонажей.

Голос Евгения Леонова, озвучившего Винни, убыстрили, чтобы было забавнее и энергичнее (в интернете недавно появилась версия, в которой голос актера вернули к исходному состоянию). Хитрук вспоминал, что Леонов на озвучании все время начинал ворчать голосом Пуха: "Все, я ухожу, это все не то" - и вся группа должна была убеждать его, что получается великолепно.

Пятачок изначально был толстым и кругленьким, но этот вариант категорически не понравился Борису Заходеру, настоявшему на том, что он должен быть хрупким. Ия Саввина, озвучившая Пятачка, приняла участие в создании "Винни-Пуха" практически случайно: ее все воспринимали как серьезную актрису, снимавшуюся в экранизациях Толстого, Чехова и Достоевского, и Хитрук собирался просто посоветоваться с ней, кого пригласить на озвучание поросенка - а в итоге неожиданно для себя предложил ей сделать это самой. Саввина спародировала в роли Пятачка интонации Беллы Ахмадулиной, с которой дружила (поэтесса потом шутила, что актриса "подложила ей свинью").

А сам Хитрук говорил, что "Винни-Пух" был первым фильмом, после работы над которым он сам себя не проклял. Он сделал еще два продолжения, мог бы снимать про медвежонка и дальше - материала в книгах Милна было предостаточно. Но художник-постановщик Эдуард Назаров признавался, что после третьей серии авторы выдохлись, и на четвертую у них уже не было сил.
Автор
Денис КОРСАКОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе