Галина Маланичева: «Вал разрушительства 90-х преодолен»

50 лет назад в стране появилось Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры.
Советские люди вспомнили о корнях, заболели многовековой «биографией» России. Создание ВООПИиК было одобрено сверху: в 1965 году вышло постановление правительства. 

Однако в самой организации, старейшей из тех, что заботятся о культурном наследии, ведут отсчет с 8–9 июня 1966-го — с первого учредительного съезда. Накануне юбилея «Культура» побеседовала с председателем Центрального совета Галиной Маланичевой.



 культура: Кто причастен к рождению ВООПИиК? 

Маланичева: Инициатива исходила от представителей науки и искусства. Страна в то время еще не до конца оправилась от войны. Псков, Великий Новгород лежали в руинах. Многие храмы были разрушены или лишились крестов. Тогда и нашлись люди, заговорившие о возвращении к истокам. Писатель Леонид Леонов, академики Игорь Петрянов-Соколов и Борис Рыбаков, братья-художники Павел и Александр Корины, их коллега Николай Пластов, композитор Георгий Свиридов. 

Игорь Васильевич Петрянов-Соколов рассказывал, что, когда первая записка о необходимости создания ВООПИиК попала в руки Хрущева, тот был страшно недоволен: топал ногами, даже разорвал послание в клочья. В итоге правительство поддержало инициативу снизу уже при Брежневе: только если хорошо знаешь прошлое, можно строить будущее.

культура: Какие проблемы решало Общество? 
Маланичева: Работало множество секций. В том числе занимались сохранением фольклора, памятников науки и техники. Из экзотического — планировали осваивать Мировой океан. Реставрировали и раритеты паровозного дела. Александр Никольский, возглавлявший эту секцию еще в 80-е, до сих пор работает, сотрудничает с РЖД. 


Роман Рожков/ТАСС


Центральный совет тогда находился в Высоко-Петровском монастыре. Надо отметить, именно в ВООПИиК впервые поставили вопрос о том, что на храмы должны вернуться кресты. Наше Общество и в те годы заботилось о передаче культовых зданий настоящему хозяину — Русской православной церкви. Кроме того, мы уделяли внимание переименованиям улиц, проблемам топонимики. Благодаря деятельности ВООПИиК Горькому было возвращено историческое название: Нижний Новгород. Не скрою — на это ушло много лет. С нашей помощью восстановили все знаковые памятники Великого Новгорода и Пскова. Открылись музеи деревянного зодчества: «Витославлицы», «Малые Корелы», «Хохловка». И, конечно, мы участвовали в судьбе Суздаля. Планы превращения его в живой город-музей активно обсуждались в Обществе. Стояла важная задача: сохранить луга — волшебное окружение. Ведь, когда подъезжаешь, сначала видишь поле — никакой застройки. А потом открывается вид на чудо-град.

Также ВООПИиК выступало с предложением о создании музеев-заповедников: первые были открыты в 1980-е. Я только что приехала из «Остафьево»: сейчас там сказка! А сколько битв пришлось выдержать, чтобы его не потерять. Хочется показать его людям, от которых зависит принятие решений, и попросить представить на минутку, что «Русского Парнаса» могло бы не существовать. Разумеется, каждую усадьбу в музей не превратишь — даже в центре Москвы остаются заброшенные постройки. Но и бездействовать нельзя.

культура: С ВООПИиК связаны легендарные имена: Петр Барановский, Савва Ямщиков. Кто пришел им на смену? 

Маланичева: Петр Дмитриевич был реставратором от Бога — и с Богом в душе. Он много работал, занимался Крутицким подворьем. Сделал обмеры Казанского собора, благодаря чему храм удалось точно воссоздать. Вообще мы считаем: кто не знает Барановского, не чтит его память — тот не воопииковец и не наш человек. Что касается Савелия Васильевича, то он соединил отцов-основателей с современным поколением. Не боялся говорить о том, во что верил. Всегда был на стороне правды. Сколько сил потратил вместе с Георгием Василевичем, чтобы отстоять «Михайловское»! А если ошибался — и такое случалось — мог тут же извиниться. 


Музей деревянного зодчества «Хохловка»


45-летие ВООПИиКа мы отмечали в Администрации президента: Савелий Васильевич организовал там выставку. Нынешний юбилей тоже пройдет под эгидой Ямщикова, хоть его уже нет с нами: работает экспозиция «Музей друзей». Картины из коллекции реставратора предоставила его дочь, Марфа Ямщикова. Савелий Васильевич всегда собирал вокруг себя людей, так будет и в эти праздничные дни.

Естественно, для нас уход подобных личностей — огромная потеря. И все же основа, заложенная в те годы, когда ВООПИиК было одной из самых массовых общественных организаций, сохранилась. Пришла новая смена: музейщики, ученые, архитекторы, реставраторы. Очень много молодых, в том числе и среди моих заместителей. Да, отделений на местах теперь меньше: в 90-е не все смогли выплачивать членские взносы. К тому же собирать их стало неприлично. Последние годы испытываем проблемы с финансированием, тем не менее в планах возродить региональную сеть. Уже появились отделения в Крыму. Причем мы были первыми из общественных организаций, открывшихся на полуострове, как только он вернулся в состав России.

культура: Есть мнение, что в 90-е пострадало больше памятников, чем во время Великой Отечественной войны. 

Маланичева: Да, потери были колоссальными. К тому же менялся закон: старый не исполнялся, нового не существовало, и в промежуточный период происходило много страшного. 


Дом-коммуна на Орджоникидзе


Однако сейчас вал разрушительства преодолен. Пусть и не до конца. Скажем, острая проблема для Москвы — памятники конструктивизма. Историк архитектуры Наталья Душкина считает, что их, к сожалению, больше ценят на Западе, чем у нас. Хотя есть и примеры удачных восстановлений: Дом-коммуна на Орджоникидзе, ДК им. Русакова. Особая статья — ветхие жилые дома, нередко пустые. Заселять их нельзя — сначала нужно провести серьезные строительные работы. Но останется ли здание после этого памятником? Подлинность оно точно потеряет.

Другая беда, касающаяся каждого города, — аварийное жилье с историей. Часто власти решают проблему путем слома. Хочется сказать им: вы должны переселить людей, а вот разрушать ценные здания не нужно — здесь вступает в действие закон об охране памятников. Ведь обязанность власти не снести, а сохранить культурное наследие.
Автор
Ксения ВОРОТЫНЦЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе