Гений и злодейство совместны

В одном из последних «Честных понедельников» господин Проханов признался в своей любви к Лени Рифеншталь и к ее фильму «Триумф воли», снятому во славу свастики. Я на это отреагировал репликой в своем блоге. Тут же завязалась оживленная дискуссия на тот предмет, что гениальность Рифеншталь и людоедство Гитлера - две большие разницы. Что Рифеншталь - художник, а Гитлер - диктатор. И гений за душегуба не отвечает. Попутно мне было указано, что талант Лени Рифеншталь и талант Александра Проханова - тоже две большие разницы.
С последним утверждением я и не спорю: обе «разницы» действительно существенные. Тем не менее нельзя сказать, что автор «Господина Гексогена» к вспухшей нечаянно теме «Большой художник и тоталитарная власть» не имеет никакого отношения. Имеет. Писатель Проханов давно переживает за тех немецких патриотов, которым на законодательном уровне не позволяют переживать за Гитлера, и у которых, как он полагает, вычеркивают тот кусок истории, когда их фюрер объединил нацию в едином порыве к возрождению.

***

Проявление профашистских симпатий, как и антисемитских настроений, у господина Проханова не внове. Его уже на этом не раз засекали. Но все еще непривычно другое. То, что порядочные люди подают ему руку, либеральные СМИ предоставляют ему площадки для выступлений. По этому поводу я дежурно и выразил недоумение. Мои корреспонденты стали заступаться не за Проханова, а за Рифеншталь, сочтя последнюю за сроком давности не просто амнистированной, но и реабилитированной.

Это уже другой поворот дискуссии.

Впрочем, сама тема отбеливания репутации автора «Триумфа воли» не нова. Она тянется издалека, с 60-х годов прошлого века. Тогда появились первые кинокритические статьи, переосмысливающие документальные достижения Рифеншталь. Стратегия авторов состояла в том, чтобы отделить пропагандистское задание от художественного смысла. Были и резонансные общественные акции. В 1974 году Лени была приглашена в качестве почетного гостя на праздник «День труда», где ей в знак особого уважения устроители вручили серебряный медальон. В 1993 году она становится героиней документального фильма «Сила образов», удостоенного затем нескольких почетных наград. В 2001 ей была вручена золотая медаль Берлинский Олимпийских Игр 1936 года. В том же году она посещает Россию, где ей тоже вручают какую-то медаль. Свое столетие она отпраздновала в уже довольно обширном кругу друзей.

Особняком в этом ряду стоит толстая книга мемуаров самой Лени, где она черным по белому пишет: «Сожалею ли я о том, что сняла фильм о съезде партии в 1934 году «Триумф воли»? Нет. Как я могу сожалеть о том, что жила в то время? Но я никогда не произносила того, что можно было бы считать антисемитским, а также не писала ничего подобного. Я никогда не была антисемиткой и не вступала в нацистскую партию. Так в чем же я виновата? Объясните мне. Я не сбрасывала атомных бомб и ни на кого не доносила. В чем же моя вина?»
Меня особенно тронуло то, что она не вступила в нацистскую партию. Звучит как не убиенный аргумент. Но разве «Триумф воли» - не тот же партийный билет?

Так или иначе, ни один уголовный суд не нашел состава преступления в том, как она жила и что снимала.

Так что можно сказать: реабилитация самого успешного и эффективного пропагандиста гитлеризма - свершившийся факт.

Правда, общественность все эти годы не была едина в оценке деяний фрау Рифеншталь; за торжествами в честь Рифеншталь шлейфом тянулись протесты, демонстрации тех организаций, что не сочли возможным снять с нее моральную вину за сотрудничество с нацистским режимом.

В ответ поклонники таланта самого яркого провозвестника фашизма или просто из любви к чистому искусству начали кампанию ее героизации. И самым значительным шагом в этом направлении я бы назвал выход солидной монографии Одри Салкелд «Лени Рифеншталь. Триумф и воля». На английском языке она появилась в 1996 году. На русском - в 2005 году.

На нее, как я понял, в основном и ссылаются мои оппоненты в ЖЖ.

Книга Салкелд - страстная апология Рифеншталь.

Схема защиты от суда Общества неприхотлива. Молодой, ничего не сведущий в политике режиссер не ведала, что творила. Она не могла знать о последствиях запечатленного ею исторического съезда, о Хрустальной ночи, о печах, о Холокосте и о прочем. (Хотя Хрустальная ночь ее сильно опечалила, поскольку помешал успешному прокату «Олимпии» в США.) Она позволила себе оказаться очарованной лично фюрером. У нее не было выхода… И не она одна была зачарована. Миллионы немцев пошли за Крысоловом.

Может быть, и стоило бы согласиться с госпожой Салкелд, если бы не одна подробность. Лени Рифеншталь была сама Крысоловом. Фильм «Триумф воли» - ее волшебной дудочкой. Уголовно это не наказуемо, а в моральном отношении - преступление, не имеющее срока давности.

Мне говорят: «Но она - талант». Потому заслуживает снисхождения. А по мне, так художническая одаренность - не смягчающее обстоятельство. Напротив, обстоятельство, отягчающее моральную вину человека.

И если быть честным до конца, то можно предположить, что фильм «Триумф воли» не упал на автора свыше; он вынашивался и вызревал изнутри. Такие произведения не создаются по приказу извне; они творятся по велению сердца.

Увы, помимо теоретического фашизма, есть ведь еще и фашизм чувственный, нутряной. Об этом верно и глубоко писал известный теоретик и историк кино Зигфрид Кракауэр в своей классической работе «От Калигари до Гитлера».

Когда-то, кажется, до войны Хемингуэя спросили журналисты: «Есть ли в Америке фашисты». «Есть, - ответил он. - Только они еще об этом не знают».

Миллионы немцев до Гитлера об этом не знали. В их числе - великая и несравненная звезда немецкого кино Лени Рифеншталь. И все последующие годы, до последнего дыхания, она не хотела знать и слышать, что послужила дудочкой своему фюреру.

Как многие сегодня, живущие после Гитлера, не хотят признать свою предрасположенность к фашизму. Нет, не по части практики. А так, в порядке умозрительных допущений. Умеренный фашизм, без печей и хрустальных ночей.

…Им бы такую дудочку, как Рифеншталь. Но, увы, приходится довольствоваться такой, как Проханов.

***

Есть еще один совсем уж иезуитский поворот в этой дискуссии. Ее главный фильм не такой уж и профашистский. Его можно истолковать и как антифашистский: благодаря «Триумфу» человечество поняло, что есть фашизм.

Вообще-то, так можно преподнести современному читателю и «Майн кампф» - сочинение, написанное, к слову сказать, не бездарным публицистом. Можно заняться его стилистическим и лингвистическим разбором. Да уже некоторые занялись, в том числе и на ТВ. Я видел фильм, в котором один из «экспертов» о бедном ефрейторе замолвил слово. Мол, автора книги не так поняли из-за неточного перевода. Славян Гитлер не считал «недочеловеками». Более точный перевод - «менее творческие человеки». А вот евреи - они действительно изначально «античеловеки» и «враги человечества».

…Так шаг за шагом можно подготовить почву и для реабилитации Гитлера. Кое-какие основания есть. Он был небездарным живописцем, талантливым публицистом и очень сложным в психологическом отношении историческим персонажем.

Вот и сама Лени в своих «Мемуарах», отвечая Шпееру, пишет: «Тот Гитлер, которого ты описываешь, не смог бы перевернуть мир, что реальному почти удалось».

В чем главная досада мемуаристки Лени на мемуариста Шпеера: в том, что отрицательные стороны личности Адольфа, описаны им ярче, чем положительные.

В чем главная досада биографа Рифеншталь? В том, что Общество совсем затравило ее героиню.

Но в том и трагедия, что реабилитируя и амнистируя автора «Триумфа», нельзя не реабилитировать самого Гитлера. То есть нельзя не замолвить слово за бедного ефрейтора - этого зверя из Ада.

Юрий Богомолов

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе