Грузинский чай родом из Некрасовского

Некрасовский район – один из самых живописных в Ярославской области. Всего в часе езды от областного центра, в месте слияния двух рек – Волги и Солоницы, расположился поселок Некрасовское – место, давшее вдохновение не одному поколению художников, подарившее России известного скульптора Опекушина и купца-мецената Попова.

«Караван-РОС» продолжает знакомить вас, уважаемые читатели, с уникальными экспонатами, удивительными легендами провинциальных, камерных городов и поселков области. В этом номере проекта «Родной край» наш рассказ о Некрасовском районе.

Hекрасовский – один из самых маленьких районов Ярославской области. Образован он относительно недавно – 10 июня 1929 года – под названием Боровской. 8 января 1938 года в связи с 160-летием со дня рождения Н.А. Некрасова был переименован в Некрасовский, а Большие Соли – в село Некрасовское.

– Сам Н.Некрасов в поселке не жил, но точно бывал в нем, – рассказывает директор Некрасовского районного краеведческого музея Светлана Владимировна Матвеева. – Славился край в те времена больше художниками. И не мудрено. Куда ни кинь взгляд – пейзаж, достойный холста. Именно местные художники и организовали здесь еще в позапрошлом веке нечто среднее между краеведческим музеем и картинной галереей. К сожалению, в 1924 году музей сгорел. До 2002 года не было в поселке районного краеведческого музея. Только спустя семьдесят восемь лет, собранный буквально по крупицам, со 131 единицей фонда, он вновь открылся.

СОЛЬ ВЕЛИКАЯ

– С давних времен эти места славились своими минеральными источниками, – продолжает свой рассказ Светлана Владимировна. – Первое упоминание о Великой Соли относится к 1214 году.

Несмотря на то, что в начале второго тысячелетия правобережье Волги все более активно осваивается славянскими первопоселенцами, о том, как жили здесь люди и кто первым догадался добывать соль, исторических сведений нет, но доподлинно известно, что в русских землях дорожили каждым соляным источником. Таких богатых мест было по всей Руси всего три-четыре.

Соль Великая и Соль Малая считались в те времена самыми богатыми. Рассол добывали из неглубоких колодцев – ключи били поверх земли. Позднее колодцы углубляли, бурили глубокие скважины. В лучшие времена на реке Солонице было до 20 солеваренных заводов, каждый со своим названием. Была и Царская – Ивана Васильевича Грозного, откуда соль поставлялась к царскому столу.

Солеварение – процесс весьма древнего происхождения. Каждая варница представляла собой квадратное здание – в сенях складывали дрова, в кровле имелось несколько отверстий для выхода дыма – топилась по-черному. «Печью» служила яма в середине избы, края которой обкладывались кирпичом и обмазывались глиной. Рассол поступал в колоды, а оттуда – в железные чрены (специальные емкости), где кипятился от полутора до двух суток. Образовавшуюся соль сгребали лопатами и выбрасывали на полати –
деревянный помост. Двое суток сушили и в мешках отвозили в амбар. Почти до XIX века просуществовал этот способ добывания соли. Соль, самая настоящая, – главное лакомство для частых посетителей музея – детей.

Уже в XVII веке солевые промыслы пришли в упадок – из 20 осталось только
4 варницы. Сегодня соль не добывают и вовсе. Были попытки возобновить производство во время Великой Отечественной войны, но, к сожалению, они не увенчались успехом. Тем не менее некрасовцы с благодарностью относятся к своим соляным истокам. В этом году в поселке открыт, по всей видимости, единственный в России ландшафтный музей-солеварня «Соль Великая», где любой желающий может самолично научиться вываривать соль древним способом.

Пьем
и не знаем

Именно благодаря некрасовцу Константину Попову чай в России стал доступен людям всех социальных слоев. К 195-летию выдающегося предпринимателя, купца 1-й гильдии, «чайного короля» России в Некрасовском краеведческом музее открыта экспозиция.

Жизнь Константина Абрамовича Попова, может послужить примером для многих предпринимателей. Родился он в посаде Большие Соли. В тринадцать лет, как и многие в те времена ярославские отроки, начал работать в Петербурге у крупного виноторговца. Мальчик был весьма смышленый. Уже через пять лет он служил приказчиком в чайном магазине. Скопив с братом Семеном небольшой капитал, они открыли на Невском свой магазин чая. Торговля шла бойко. Расширяя ассортимент, Константин Попов занялся и оптовой торговлей.

«В 1638 году, – писал Константин Попов в своих очерках. – Русское посольство, бывши в Монголии, взамен своих подарков получило вместе с прочим 200 пачек чая для Государя. Послы были весьма недовольны таким ничтожным и совершенно, по их мнению, бесполезным подарком, но по необходимости должны были принять его; потом хотели было выбросить, но почему-то не исполнили этого, чай уцелел и был привезен в Москву. Здесь оценили этот подарок, и с тех пор чай вошел в употребление сначала как лекарство. В 1674 году чай уже продавался в Москве, но постоянный ввоз его начался только с 1680 года, по заключению торгового трактата с Китаем».

Чай в те времена ценился в Москве очень дорого. За полтора фунта (1 фунт равнялся 409 граммам) чая среднего качества давали шкурку соболя. Даже в начале XIX века продавали лучший цветочный китайский чай по 10-12 рублей ассигнациями за фунт. Это были весьма внушительные деньги – на них можно было купить три-четыре коровы. Отсюда такие большие прибыли у чайной фирмы «Братья К. и С. Поповы».

Причина же такой дороговизны была простой. Выращивали чай практически только в Китае, и потому китайские чаеводы могли держать монопольно высокие цены на свой эксклюзивный товар. Да и сама покупка чая была сопряжена с немалыми трудностями. Помимо того, что китайцы порой отказывались принимать в оплату русские золотые и серебряные монеты, а производство чая держалось под строжайшим секретом, до 1842 года китайские порты были закрыты для захода иностранных судов, тем самым оставляя только сухопутный путь для торговцев, через Азию и Россию. Этим и воспользовался русский предприниматель Константин Попов. Несмотря на все затраты и тяготы долгого пути, русский купец получал солидный доход от перепродажи чая английским, голландским и немецким коллегам.

В 1863 году Поповы арендовали в Китае чайную плантацию и фабрику у города Ханькоу. Вскоре чай фирмы «Братья К. и С. Поповы» продавался в 90 городах России. Через Петербург Поповы вывозили чай в Западную Европу, ко двору пяти европейских королей. Высшим достижением было открытие собственных торговых предприятий в Китае и в самой традиционно «чайной» стране – Великобритании.

Известный, особенно старшему поколению, грузинский чай – также заслуга фирмы Поповых. Семена Константиновича давно привлекала идея разводить чай в России, а не возить его из Китая. В 1893 году он выкупил несколько обширных участков земли в местечке Чаква, неподалеку от города Батум, и высадил там первые чайные кусты. В дело было вложено около миллиона рублей. Для разведения чая он привез из Китая мастера-чаевода Лау Чжэньчжау. Вместе с ним на пароходе приплыли еще десять мастеров-китайцев, а в трюме лежали тщательно упакованные в тюки десять тысяч черенков чайных кустов и несколько сотен пудов семян.

Уже через семь лет, в 1900 году, в Париже на Всемирной промышленной выставке русский чай фирмы Попова, выращенный на Чаквинских плантациях китайцем Лау Чжэньчжау, получил первое место и Большую золотую медаль как лучший чай в мире.

Получая большие прибыли, не забывали Поповы и о меценатстве. Потомственный почетный гражданин посада Большие Соли, Константин Абрамович прославился благотворительностью в Москве, Петербурге и Костроме. Заработав свой первый миллион, он в родных Солях жертвовал на строительство храмов, образование. Сам он не имел образования, но понимал значение его для будущих поколений. До сих пор стоит построенное на его средства Николаевское двухклассное приходское ремесленное училище, в котором бесплатно обучались грамоте и ремеслу дети всех сословий. Помимо основных общеобразовательных предметов, Закона Божия, чтения церковной и гражданской литературы, церковного пения, были введены предметы трудового обучения: швейное, сапожное и башмачное дело.

Учредитель постоянно интересовался делами учебного заведения. Учреждал премии молодым дарованиям. Земская больница и богадельня, ремесленное училище и общественный банк – жаль, что до сих пор местные жители не установили памятник своему соотечественнику – «чайному королю» и великому меценату.

Андрей Серов

Караван-Роc
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе