И приведёт этот клубочек... в сказку

На маршруте Золотое кольцо не хватает как минимум пятидесяти музеев

В Ярославле состоялся международный туристический форум «Visit Russia». Очередное деловое совещание с многочисленным присутствием иностранных гостей (мэр Ярославля Виктор Волончунас упомянул аж о тридцати странах, приславших своих представителей) достаточно органично вписалось в череду деловых встреч мирового уровня, уже получивших постоянную ярославскую прописку.


Учитывая взятый руководством региона курс на развитие туризма (свидетельством тому и принятая региональная программа развития туризма, и создание туристического кластера, и состоявшееся в рамках форума подписание соглашения о дальнейшем сотрудничестве правительства Ярославской области с корпорацией развития «Золотое кольцо»), можно с большой долей уверенности предположить, что устроители Международного туристического, вслед за организаторами Мирового политического, приложат все силы, чтобы застолбить ярославскую площадку для турфорумов подобного уровня.

В течение двух дней состоялось немало дискуссий и деловых встреч. (Предполагаю, что по большей части – индивидуальных, поскольку число гостей на заявленных в программе официальных экспертных панелях было удручающе малым). Пожалуй, наибольший ажиотаж, судя по толчее у стендов и даже прорывающимся репликам «вас здесь не стояло», вызвало открытие выставки «Visit Russia 2011». На ней практики туристической индустрии, точно коробейники, расхваливали свой товар: усадьбы, музеи, экологические тропы, фестивали, щедро раздавая красочные буклеты и карты-схемы. Народ вне зависимости от статуса глянцевые картинки брал охотно.

У действующей модели панорамного колеса, расцвеченной бегущими огоньками (представители фирмы-строителя предлагали подобные колёса обозрения в качестве нового объекта туристической инфраструктуры), диалоги столпившихся зрителей напоминали реплики персонажей мультипликационного фильма «Волшебное кольцо»:

– «Не полезу я на эту страсть!»

– «Надо бы ентот мост (в смысле, колесо обозрения – авт.) руками пошупать. А то ишо бывает оптический обман здрения».

Но всех веселее было у панели ярославского туристического оператора «Волга-тур», где всем желающим вместо буклетов раздавали разноцветные клубочки пряжи, которые, согласно фольклорным источникам, не только должны привести странствующего человека в сказку, но и, учитывая специфику форума, твёрдо поставить его на туристическую тропу.

– Чтобы шёл наш гость от одного сказочного персонажа, прописавшегося на Ярославской земле до другого (шёл не просто, а тратя денежки – это подразумевается), и ни разу не свернул с верной тропы, – поясняет автор идеи «Сказочное кольцо» Ольга Лобанова.

Куда этот клубочек, полученный в качестве сувенира из рук губернатора, может привести председателя совета директоров корпорации развития «Золотое кольцо» Петра Шуру, можно догадаться. VIP-курорт «Золотое кольцо», строящийся под Переславлем, чья первая очередь вступит в строй уже в 2012 году, обещает расширяться территориально. У корпорации есть серьёзные виды и на Плещеево озеро, и на природную зону вокруг него. Построен будет не хрустальный мост «анженерной конструкции», как в уже упомянутом выше мультфильме, но что-то типа того: есть планы обустроить набережную вокруг озера, сделать приличный городской пляж и так далее. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, к чему все эти преобразования приведут: самостоятельному, не охваченному организационной сетью туриндустрии малоимущему туристу-одиночке отдохнуть близ Плещея дикарём в недалёком будущем вряд ли удастся.

Пётр Шура, выступая на форуме, сравнивал число туристов, посетивших в прошлом году Россию и Францию – 2,2 миллиона против 80 миллионов человек. Разница, согласитесь, впечатляет. И вот господин Шура планирует туристический поток, проходящий за год по маршруту Золотое кольцо, увеличить до 15 миллионов, посредством возведения курорта «Золотое кольцо» в Ярославской области в том числе.


К слову, о Золотом кольце – не курорте, а маршруте, который, по словам эксперта по туризму, профессора Сергея Позднякова, является лабораторией развития туриндустрии в нашей стране. Сергею Юрьевичу можно доверять: он больше пятнадцати лет занимается изучением именно этого маршрута и всего, что с ним связано. Он отметил: в последнее время снижается поток туристов по маршруту. Причина в том, что не раскрыто порядка 80 (!) процентов возможностей территорий, по которым этот маршрут проложен. Из объектов показа – лишь церкви и монастыри. Но, если это не паломниче­ский тур, современному туристу только культовых объектов уже не достаточно.

Кстати, вспомнилось, как во время летнего самостоятельного путешествия по маршруту Золотое кольцо я сверяла свои путевые ориентиры с книгой гида Павла Мальцева «Неудачи на «Золотом кольце». Мальцев пишет, что его туристы-итальянцы, обалдев от обилия посещённых ими православных храмов во Владимире и Суздале, взмолились: а есть ли что-нибудь кроме церквей? И чуть не упали в обморок, услышав от сопровождавшего их гида бодрое утверждение «конечно, есть ещё монастыри».

На маршруте не хватает как минимум 50 музеев, утверждает эксперт Сергей Позд­няков, а многие спикеры форума почему-то на первое место упорно ставят число гостиниц. Турист приезжает сначала смотреть, а потом уже ночевать, уверен профессор, и акценты необходимо расставлять правильно. Но выступающий в рамках презентационной секции «Туристические маршруты «Золотого кольца России» как пример использования известных брендов» заместитель мэра Ярославля Сергей Ястребов опять жонглировал цифрами: в Ярославле в наличие уже три тысячи гостиничных номеров, скоро построим ещё семь отелей, будет на тысячу сто мест больше. По этому показателю Ярославль даже столицу обогнал. Зато выступление главы Мышкинского муниципального района Анатолия Курицына модератора секции порадовало: на каждого из 11 тысяч жителей Мышкинского района в год бывает по 15 туристов. Итого гостями Мышкина ежегодно становятся 150 тысяч человек. А бренд, давший городку такое развитие, если не из пальца высосан, то элементарно из названия города вычленен.

– Мышкин – это, безусловно, культурный шок в истории России, – отметил Сергей Поздняков. – Мы изучаем этот опыт со студентами. Другого такого примера в нашей стране нет.

Отмечен столичным экспертом был и другой городок Ярославской области – Углич. Этот отличился по числу частных музеев – их здесь уже 14, вот вам и ответ на печаль специалиста по Золотому кольцу о нехватке музеев на маршруте.

Зато бодрый отчёт главы администрации Суздаля Ольги Гусевой, отрапортовавшей об успехах развития событийного туризма, оказался смят един­ственным практичным вопросом заведующего кафедрой регионоведения и туризма Ярославского демидовского университета Андрея Данилова. Услышав о сорока (!) событийных мероприятиях в год для привлечения туристов (это примерно один фестиваль в девять дней), Андрей Юрьевич поинтересовался масштабностью этих событий. Оказалось, что всерьёз можно говорить только о четырёх. Неутешителен оказался и ответ главы Суздальской администрации на вопрос о вечернем досуге в их городке. Посещением ресторана при гостинице спектр развлечений исчерпывается. (Как тут опять не вспомнить тоскующих по светскому досугу итальянцев из книги гида Мальцева?) Вот и получается, что ночевать в Суздале – незачем, да и Владимир с его экскурсионной программой запросто укладывается в маршрут одного дня.

При таком раскладе деньги из городов уходят, это осознаёт заместитель главы администрации города Владимира Сергей Щедрин. Он единственный из всех выступающих, говоря о гостиничных номерах, упомянул о желании администрации организовать во Владимире кемпинги для путешествующих самостоятельно автомобилистов. Во всём мире это распространённая практика, кемпинговые услуги гораздо дешевле гостиничного сервиса, но пользуются большой популярностью у автопутешественников. Ни в одном городке, стоящем на маршруте Золотое кольцо, автокемпингов днём с огнём не сыщешь, проверено на личном опыте.

Многие участники форума неоднократно останавливались на проблеме кадров: профессионалов не хватает в гостиничном, ресторанном бизнесе, нередко туристы сталкиваются с непрофессионализмом и юридической безграмотностью туроператоров. Но вот парадокс: под разговоры о необходимости развития туротрасли во многих региональных администрациях под нож оптимизации в первую очередь попали комитеты по туризму или узко-профильные специалисты. В том же Переславле, который часто фигурировал на форуме в различных обсуждениях, работает единое управление по культуре, туризму, молодёжи и спорту.

Ни один форум, каким бы представительным он ни был, не может ответить на все вопросы. Однако лиха беда – начало: проблемы обозначены, единомышленники нашли друг друга, есть над чем работать в перспективе. Если сейчас задачи развития туристической отрасли как в нашем регионе, так и в соседних, становятся актуальными, это значит, что нам удалось преодолеть многие проблемы экономического кризиса. Ведь туризм – это лакмусовая бумажка, которой проверяется благосостояние человека и общества.

Северный край


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе