Хроники интелектуальной лихорадки

Трудно себе представить более архаичный формат потребления информации, чем слушание лекций.
Какими бы технологическими новшествами оно ни сопровождалось, суть его остается неизменной: один человек, обладающий суммой знаний, излагает их в систематизированном виде всем желающим. До недавних пор количество последних ограничивало лишь одно — сила голоса выступающего. За пределы учебных заведений, где он был и продолжает оставаться каноническим, устоявшимся на протяжении тысячелетий способом передачи знаний, этот формат решительно шагнул чуть больше ста лет назад. Тогда в России за власть над любознательными умами соперничали Корней Чуковский и футуристы, среди которых заметно выделялся Владимир Маяковский — с присущей ему быстротой интеллектуальной реакции и зычным голосом. Их доклады о положении дел в культуре и искусстве собирали полные залы. Для Владимира Маяковского публичные лекции, включающие в себя чтение стихов, дискуссии, ответы на вопросы, стали едва ли не основным видом профессиональной деятельности. Одно из интеллектуальных шоу — в плехановском экономическом институте — состоялось за пять дней до его самоубийства.

Знание — сила



Корней Чуковский благополучно дожил до момента, когда просветительскую деятельность поставили на поток. Общество «Знание», созданное, чтобы вывести его за рамки академических стен и сделать максимально доступным широкой публике, было основано в 1947 году. Масштаб тяги к знаниям поражает: к середине шестидесятых каждый взрослый человек в Советском Союзе прослушивал по четыре-пять лекций в год. К 1970 году лекции общества «Знание» на фоне невероятного рывка отечественной науки и техники в освоении космоса достигли пика популярности. Тогда было прочитано 18,5 млн лекций, на которых присутствовало в общей сложности свыше 950 млн слушателей. Затем энтузиазм несколько поубавился, но не катастрофически: к началу девяностых в обществе «Знание» ежегодно прочитывали более 25 млн лекций для 280 млн слушателей по всему Советскому Союзу. И пусть в том, что людей направляли на лекцию, присутствовал элемент принуждения, просто перечеркнуть этот культурный феномен советской поры нельзя. Тем более что содержание лекций не цензуровалось излишне жестко — не существовало соответствующего механизма: по большому счету, лектор рассказывал то, что считал нужным, давая возможность слушателям узнать что-то выходящее за рамки официальной точки зрения, транслируемой через средства массовой информации.
После 1991 года в истории общества «Знание» наступил почти четвертьвековой перерыв. В 2014-м оно возродилось, но отнюдь не как феникс — из пепла. Число лекторов сейчас едва ли превышает сотню человек. В прошлом году проведен съезд общества, на котором был избран президент. Из организационных достижений, о которых стоило бы публично отчитаться, пока всё. Выяснилось, что возникший после распада традиционных образовательных структур просветительский вакуум уже заполнен. В первую очередь это произошло благодаря новым медиа. Разговорный формат на видео-и аудиохостингах присутствует почти на равных правах с музыкальным. Во всяком случае, если в прошлом веке лекции, хотя и записывали, но в первую очередь для того, чтобы потом превратить их в текст и затем читать, то сейчас, когда затраты на тиражирование аудиозаписей незначительны, лекции записывают, чтобы слушать.
И они превращаются в некое подобие аудиоспектакля. Поэтому на первый план выходят такие качества лектора, как внятная речь, хорошо поставленный голос, артистизм и все та же быстрота интеллектуальной реакции в сочетании с эрудиций — ведь ответы на вопросы слушателей по-прежнему, как и во времена Маяковского, остаются важной частью этого интеллектуального шоу.

Прямо по пунктам



Создатели лектория «Прямая речь» стали едва ли не первыми, кто решил придать организованную форму
стихийной тяге к знаниям среди платежеспособной публики и превратить ее в бизнес. Это сделали шесть лет назад Светлана Большакова и Татьяна Булы-гина. Сейчас цена билетов на лекцию в «Прямой речи» может колебаться в диапазоне от 800 рублей (лекция начинающих лекторов — «птенцов гнезда Дмитрия Быкова») до 2450 — столько стоит билет на лекцию историка моды Александра Васильева. Те, кто не попал на лекцию, могут посмотреть ее видеозапись на сайте, получив к ней доступ за 195 рублей, или купить за тысячу диск сразу с циклом лекций. У «Прямой речи» имеется актив лекторов, в который сейчас входят поэт, писатель, публицист Дмитрий Быков,
историк Наталья Басовская, полиглот Дмитрий Петров, биолог Илья Колмановский, психолог Михаил Лабковский, религиовед Андрей Зубов. К ним примыкают ученые: нейролингвист Татьяна Черниговская, астрофизик Сергей Попов, психолог Сергей Ениколопов, математики Алексеем Савватеев и Николай Андреев. У лектория есть постоянная площадка — в Ермолаевском переулке, но нет собственной: компания является лишь организатором лекции, постоянно расширяя географию выступлений. Основные города — Москва и Санкт-Петербург, но в список входят уже и Владивосток, и Уфа. Из ближнего зарубежья — Рига, из дальнего — Рим и Лондон, где «Прямая речь» собирает залы по 600 человек. В ближайшей перспективе еще и Вена.

Почти вслед за «Прямой речью» появился лекторий «Пунктум». И в этом случае организаторами выступили две женщины: Дарья Дмитриева и Валерия Косякова. Обе кандидаты наук в области культурологии. Мотивацию создать лекторий Дарья Дмитриева объясняет так: «Мы рассматривали всего два фактора, первый из которых — наличие большого количества знакомых, друзей, друзей знакомых, которые интересовались нашей деятельностью (мы с Валерией Косяковой вели киноклуб в РГГУ). Они не собирались получать второе (или третье) высшее образование, но готовы были слушать лекции о кино. Поэтому мы решили расширить программу и организовать независимый клуб для взрослых образованных людей. Второй фактор — мы поняли, что необходимо создать площадку, где люди, занимающиеся актуальными гуманитарными исследованиями, могли бы поделиться знаниями с аудиторией. Мы не гонялись за "звездами", а сразу стали работать с молодыми специалистами, для которых наш центр подчас был единственным местом, где они могли найти свою аудиторию и единомышленников. При выборе тем мы отталкиваемся не столько от запросов публики, сколько от интересов преподавателя: человек сможет достаточно хорошо подать только темы, которые его конкретно интересуют. Хотя бывает, что и постоянные слушатели подсказывают интересные темы, за которые потом берутся преподаватели. Фактически наше расписание — это коктейль из творческих курсов (рисование, писательское и актерское мастерство); популярных лекций по искусству, моде и так далее; лекций для постоянного круга слушателей по философии, киноискусству, литературе, музыке; лекций на более узкие темы; интеллектуальных развлекательных мероприятий и бесплатных событий, как имеющих культурное или общественное значение, так и рекламного характера. Это позволяет нам привлекать различную аудиторию — сохранять интеллектуальную жизнь "Пунктума" и оставаться на плаву, не проводя массовых мероприятий: посещаемость наших лекций и мероприятий — от 10 до 30 человек». Стоит добавить, что здесь цены на лекции щадящие: 300-500 рублей.

В свободном доступе


На сайте «Теория и практика», который взял на себя миссию структурировать информацию о событиях, связанных с интеллектуальным саморазвитием, в списке проходящих в Москве интеллектуальных событий легко найти лекцию, куда можно попасть бесплатно. При этом она совсем не обязательно будет уступать в интеллектуальной насыщенности тем, которые слушают только за деньги. Как раз наоборот: это может стать уникальным событием, каким оказалась, например, встреча с голландским режиссером Полом Верховеном трехлетней давности, прошедшая в формате ответов на вопросы на летней площадке кинотеатра «Пионер». Чтобы попасть на нее, достаточно было зарегистрироваться. Причем регистрация, которая необходима, чтобы регулировать количество слушателей, в этом случае очень быстро закончилась. Бесплатные лекции, когда требуется только зарегистрироваться, проводят Институт «Стрелка», бизнес-школа RMA, Московская школа кино. При этом преследуются самые разные цели: как популяризация той сферы знаний, которую представляетучебное заведение, так и привлечение новой аудитории в его стены. Само пространство приобретает иное качество: становится открытым и, следовательно, более привлекательным. И привлекательность загадочным образом проецируется и на бренд, который олицетворяет собой эта площадка.
Одним из первых, кто произвел подобного рода трансформацию с пространством театральным, стал «Гоголь-центр», запустив с момента открытия сразу несколько образовательных программ, включающих в себя и лекции в том числе. Это была настоящая революция. Театр из храма искусства, куда зритель попадал только в строго назначенное время с одной целью — посмотреть спектакль, заскочить в антракте в буфет, по пути пробежав глазами по развешенным на стенах фотографиям актеров театра, превратился в образовательную площадку, предназначенную прежде всего для формирования ядра целевой аудитории. Аналогичным путем пошел и Электротеатр Станиславский. Кристина Матвиенко, куратор Школы современного зрителя и слушателя, поясняет: «Образовательные программы в современном театре — это такой необходимый "плюс", который делается вроде как по доброй воле самого театра, но, по сути, закрывает собой огромную потребность нынешнего горожанина в "культпросвете". Чтобы успешно контактировать с театром сегодня — театром, который стал и сложнее, и радикальнее, и с внезапной силой открылся диалогу, — нужно знание контекста и правильная, не высокомерная интонация того, кто что-то тебе объясняет про современное искусство. Вот Школа современного зрителя и слушателя, а плюсом к ней — разного рода музыкальные и перформативные практики, происходящие в Электротеатре Станиславский с момента его нового открытия, — и придумана для диалога, в котором нет главного и второстепенного, но есть равные по званию. Диалог — он для того, чтобы друг друга услышать и вместе двинуться к истине. Вместе с участниками театрологиче-ских лабораторий, со слушателями лекций больших мастеров, с посетителями киносеансов "Синефантома", с деятелями сегодняшнего театрального процесса мы и собираемся, чтобы укоротить расстояние от "потребителя" до "продукта". Понимая при этом, что обе дефиниции могут и не работать в поле современного театра. Так что скорее "участники", "свидетели" и "процесс", чем большой супермаркет».

Новая идеология волной прокатилась не только по театрам, но и по библиотекам и музеям. И те и другие в большинстве случаев таким образом преодолевали кризис в отношениях с публикой. Те, кто в этот период только появился, как, например, Еврейский музей и центр толерантности, открывшийся всего четыре года назад, с самого начала приняли новые правила игры. Лика Чечик, директор образовательного отдела при музее, так интерпретирует эту ситуацию: «Музей как само явление уже давно выходит за рамки сохранно-экспозиционной деятельности; сегодня музей — это прежде всего культурно-просветительский центр. Еврейский музей не исключение. Образовательные программы, которые включают в себя различные форматы мероприятий, в том числе лекции, мастер-классы, открытые дискуссии и так далее, призваны расширить контекст постоянной экспозиции и временных выставок, позволить взглянуть на поднятые в музее темы под разным углом, привлечь специалистов из совершенно разных областей к обсуждению важных и актуальных вопросов. Тематический план образовательных программ составляется в соответствии с направлениями деятельности музейных отделов: выставочного, исследовательского, центра толерантности и центра авангарда. В отличие от академических институций у музея есть возможность более мобильно реагировать на изменения запросов публики и осуществлять новые формы квалифицированных междисциплинарных ответов».

Видеть и слышать

Формат публичных лекций, набирая популярность, благополучно сосуществует
с аудио- и видеоформатами. Как выяснилось, одно нисколько не исключает другого. Проект «ПостНаука» регулярно почти в ежедневном режиме выкладывает по две-три видеозаписи лекций о достижениях фундаментальной науки, включая такие экзотические темы, как «Рождение образа средневекового государя», «Сердце как насос», «Измерение хиральности», «Христианская культура в Палестине», «Реалистическая теория государства». Аудиофайлы с записями лекций при этом транслируются в itunes, где получение к ним доступа не требует никаких дополнительных денег. Для обладателей гаджетов компании Apple приложение «Подкасты» само закачивает новые поступления. И тогда что может быть лучше пробежки под устный рассказ биолога Варвары Ведениной о «дуэтах прямокрылых, стридуляции и вибрационных сигналах»! Всего на сайте выложена тысяча видеолекций, в прочтении которых приняли участие 600 ученых. Аудитория сайта — 10 тыс. человек, 53% из них мужчины, 47% женщины. С апреля 2013 года «ПостНаука» совместно с Культурным центром «ЗиЛ» запустила проект «Диалоги». Там лекторы проекта выходят в офлайн. По сходной схеме действует и проект Arzamas. Но если «ПостНаука» — это академия, то Arzamas — гуманитарный университет. Лекции в нем выходят сериалами. Это видеозаписи, которые доступны также в аудиоформате через приложение «Подкасты» в itunes.
Весь этот невероятный объем информации служит лишним напоминанием человеку, что дни его ограниченны и все многообразие мира познать ему, увы, не дано. Что же касается повода для оптимизма, то он очевиден: в этом мире есть вещи, которые остаются неизменными на протяжении многих веков, и, если когда-то привык к тому, чтобы воспринимать информацию на слух, эта привычка пригодится на всю жизнь.


Автор
Вячеслав Суриков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе