Когда, как не сейчас?

Основы религиозной культуры в школах области будут преподавать по методике тутаевских педагогов

В прошлый вторник на совещании в Барвихе Дмитрий МЕДВЕДЕВ положительно высказался по вопросам преподавания в школе основ религиозной культуры и светской этики. А в Тутаеве уже отработаны и планируются к распространению программа и методическое пособие «Духовно-нравственные традиции русской культуры». 

Уникальные методики были созданы сотрудниками православной школы имени Иоанна Кронштадтского. 

– Наша школа – региональная экспериментальная площадка (РЭП) областного департамента образования по введению уроков православия в школах, – рассказывает директор школы, победитель всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» Светлана Рябчикова. – Для светских школ мы наработали методические материалы по духовно-нравственному воспитанию и по преподаванию православной культуры, всего более ста конспектов. Мы создали программу, охватывающую преподавание православия с первого по девятый класс и методическое пособие для учителя к ней. Программа два года апробировалась в светской школе и нашей православной. И получив положительную оценку экспертов, прошла экспертизу в ЯГПУ. К 1 сентября мы планируем издать пособие и распространить его по школам области. 

Введение в школе факультатива по основам религиозной культуры – этот шаг со стороны департамента образования кажется довольно смелым. Ведь уже пытались вводить уроки православной культуры в школах. Но не получалось – из-за нежелания «родившихся в СССР» обучать своих детей какой-то там религии. По результатам противостояния молодой конфессиональной ветви педагогики и родительских комитетов можно даже утверждать, что опыта в контрправославии накоплено больше, чем в религиозности. А место «духовно-нравственной традиции» у школьников заняли компьютерные игры и субкультуры. 

– Решение задач духовно-нравственного воспитания является одной из первоочередных педагогических проблем, – утверждает рецензент программы и методического пособия, доцент кафедры культурологии и журналистики ЯГПУ, кандидат культурологии Татьяна Ерохина. – По-прежнему ощущается острая нехватка дополнительных образовательных программ, которые работали бы не только в начальной школе и среднем звене, но и учитывали преемственность и комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию. Предоставленные для экспертизы программа и пособие имеют ряд несомненных достоинств. Прежде всего они базируются на культурологическом подходе к воспитанию. Соответственно духовно-нравственное воспитание рассматривается в единстве общечеловеческих, национальных, православных ценностей. Программа и пособие включают краеведческий материал, анализ памятников региональной культуры Ярославской области. При этом учитываются и своеобразие культурно-исторического развития России, формирование и развитие историко-культурных центров: Москвы, Петербурга, некоторых городов «Золотого кольца». Уделяется большое внимание семейным урокам и праздникам, тесной связи детей и родителей, учитывается комплекс социальных проблем, с которыми встречаются школьники в современной жизни. Среди же немногих минусов можно отметить слишком обширную формулировку тем некоторых занятий, а также то, что материал ряда конспектов весьма сложен для восприятия неподготовленными учащимися – не учениками православной школы. Надеюсь, на эти рабочие моменты будет обращено внимание. 

Сами авторы «Духовно-нравственных традиций» рассматривают неопределенность тематики и глубину ее изложения как подспорье для творческого подхода в преподавании курса традиционной культуры. Вероятно, потенциальный преподаватель должен «пропустить» через себя материал. 

Но где найти этих самых преподавателей? Из тех же «культурологических» предметов в школе прекрасно прижились МХК, краеведение, даже этика – туда и идут молодые педагоги. Обучаться специальности, которую в любой момент могут сократить, велика ли охота? 

– На базе нашей школы в течение года велись курсы для преподавателей православной культуры в светских школах, – говорит Светлана Рябчикова. – Один раз в две недели учителя со всей области посещали занятия, для них читали лекции преподаватели теологии Ярославского педагогического университета. На каждом семинаре присутствовал представитель департамента образования. Так сложилось сообщество в количестве 50 – 60 человек. Они ждут программы, ждут учебники для детей. Директор департамента образования Татьяна Александровна Степанова говорит всегда так: «Я не могу ни запретить, ни заставить преподавать». Этот выбор делает образовательное учреждение – в качестве факультатива либо предмета по выбору обучающихся. Но необходимо согласие родителей в письменном виде. В этом учебном году департамент проводил опрос родителей, согласны ли они на введение основ религиозной культуры. И 60 процентов родителей дали положительный ответ. 15 процентов сомневаются. И только 25 – против. 

Эти цифры говорят о востребованности данного факультатива в школах Ярославской области. И первой экспериментальной площадкой стала маленькая тутаевская школа. 

– Мы не стремимся в этой программе заложить некий механизм христианизации, – утверждает Светлана Рябчикова. – Ведь принцип светскости является основополагающим для существующей системы педагогики. Но в ней мы хотим передать человеческий опыт участия, добра, помощи. Так случилось, что школа наша небольшая, состоит из знакомых друг другу, воцерквленных семей. Всего – 93 человека. И детей родители приводят – не обязательно в первый, иногда и в пятый, десятый класс, чтобы передать им это чувство родства, взаимной под­держки. Дело даже не в том, что мы даем углубленные знания православия – не воскресная все же школа. Просто не везде есть адекватный нравственный климат. А наша школа отличается семейной атмосферой. Мы знаем всех учеников, и все ученики знают друг друга. Очень много у нас многодетных семей. Может, поэтому старшие дети заботятся о младшеклассниках. Практически все внеклассные мероприятия проходят при участии родителей: они либо организаторы, либо приглашенные зрители. У нас стали традиционными такие мероприятия, как рождественская елка, Дни славянской культуры и письменности и т.п. Кроме массовых школьных мероприятий мы проводим семейные уроки. На них задания выполняют вместе и родители, и дети. За 18 лет сложились творческая и семейная традиции обучения, накоплен достаточный опыт по духовно-нравственному воспитанию. Мы готовы делиться этим со светской школой. Безусловно, мы учитываем принцип светскости. Мы не обучаем религиозным обрядам, молитве, но знакомим с православной культурой и акцент делаем на нравственном аспекте. 

Подобный подход заложен и в программе «Духовно-нравственные традиции русской культуры». Лучшая иллюстрация – слова детей, обучающихся по ней. 

– У нас такой дружный коллектив, – рассказывает десятиклассница Елена Михалева, – все друг друга знают по имени. Все как братья и сестры. Мы все вместе поем, участ­вуем в конкурсах, посвященных православной культуре, по всей стране. Ставим сказки русские. Учителя с нами индивидуально занимаются и прививают любовь к Родине, гордость за Россию, за то, что у нас такая страна. 

Эти довольно простые слова современному школьнику могут показаться наивными, заученными. Однако такой взгляд на вещи – основа здорового общества, крепких семей, сильного государства. Возможно, именно такого мировосприятия и добивается от наших юных граждан господин Медведев со своей положительной оценкой преподавания основ религиозной культуры. Те, кто озаботились этой проблемой 18 лет назад, имеют морально здоровую молодежь уже сегодня. Многие могут сослаться на кризис, но когда еще заниматься духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения, как не сейчас? 

Алексей КАЛЮГИН 

Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе