Кто оценит Олега Табакова и Чулпан Хаматову

Законопроект о конкурсной аттестации творческих работников уже готов

Разговоры о том, что наш театр – не какой-то конкретный, отдельно взятый, а российский театр как институт – задыхается, того гляди погибнет без контрактной системы, идут не первый год. Но в практическое русло они были переведены год назад, на очередной встрече тогдашнего премьер-министра Владимира Путина с театральными деятелями. Правда, Путин, кажется, имел в виду готовившуюся взамен 94-го ФЗ Федеральную контрактную систему, когда сказал: «Мы приняли решение, мы будем переходить на контрактную систему».

Театральные деятели поняли его по-своему и заговорили о наболевшем. Контракты спасут русский театр, говорили одни. А режиссер Валерий Фокин предложил вспомнить хорошее из советского прошлого – «нечто, что в свое время называлось аттестацией», заметив тут же, что сейчас театры по закону имеют право проводить аттестации, а на деле, даже если актер переаттестацию не проходит, в случае его увольнения суды встают на его сторону. 

Но вот на днях министр культуры Владимир Мединский объявил, что его ведомство разработало законопроект об обязательной регулярной аттестации на профпригодность всех творческих работников страны. Это значит, что теперь раз в пять лет культурные организации будут устраивать нечто вроде экзамена, что по идее для тех, кто его не пройдет, будет грозить увольнением. По информации «НГ», готовый законопроект находится на согласовании в Минфине и Минэкономразвития.

Театральная публика составляет 3–5% населения страны, и тем, кто приходит в театр, совершенно не важно, прошел ли тот или другой актер эту самую аттестацию. Лишь бы пел громко и слова произносил разборчиво. Важны и нюансы, но без этих основополагающих качеств актеру, согласитесь, работать непросто.

Под действие изменений, которые внесут в трудовое законодательство, попадают не только актеры, но и другие творческие работники – в частности, журналисты, творческие работники «организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков». С цирками, думается, проблем будет меньше всего – ведь тот, кто перестает делать сальто-мортале, поневоле переходит на тренерскую работу.

Сложнее в театре, в кино. Система аттестации, о которой год назад напомнил коллегам Валерий Фокин, проводилась раз в пять лет, но в последние годы была совершенно неэффективна. Если нынешние поправки подразумевают не аттестацию, а скорее конкурсный отбор, то не за горами вопрос – какие условия должен выдвинуть худрук или конкурсная комиссия, чтобы нужный театру актер был принят, а «ненужный» – отвергнут?

Если же речь в итоге будет идти не о конкурсном отборе, а об аттестации, как сказал об этом министр культуры, встает вопрос: кто будет ее проводить? Худрук плюс директор? Плюс художественные советы, которые во многих театрах давно распущены, ликвидированы как ненужный придаток? Обязательными ли к исполнению будут решения конкурсных комиссий?

Очень часто театры сравнивают с шахтами: мол, шахты закрывали – и не было такого шума. Однако шахты закрывали, когда была очевидна их нерентабельность, а наши театры, как ни ругай их, и в последние десятилетия продолжали выпускать вполне качественную продукцию. И если удалось их не разрушить за последние 100 лет, может, правильно будет еще два, и три, и четыре раза отмерить, а не резать по живому?

Появившийся в Интернете комментарий Минэкономразвития, кстати, вызывает уважение пониманием особой театральной специфики. Дело даже не в том, что любая реформа приводит не к экономии, напротив – требует дополнительных средств, – дело в том, что нет никакой уверенности в эффективности конкурсных процедур из-за невнятности и неопределенности критериев. А если так, то такая необходимая реформа обернется все теми же походами уволенных и неаттестованных в суды, которые, как и прежде, встанут на сторону нерадивых или временно невостребованных творческих работников.

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе