Куда делся череп Гоголя?

 Валявшийся бесхозно надгробный камень, выкорчеванный по приказу советского правительства с могилы Гоголя, стараниями вдовы Михаила Булгакова перекочевал на могилу Михаила Афанасьевича

 Валявшийся бесхозно надгробный камень, выкорчеванный по приказу советского правительства с могилы Гоголя, стараниями вдовы Михаила Булгакова перекочевал на могилу Михаила Афанасьевича. Это известно, кажется, всем. Но мистическая, потусторонняя связь между погребенными поблизости друг от друга писателями простирается глубже поверхностных наземных пересечений. При вскрытии захоронения Гоголя обнаружилось: в гробу отсутствует череп гения. Домыслы возникали разные: и о том, что некий коллекционер выкупил часть скелета для своего дикого собрания, щедро заплатив кладбищенским служащим (дело якобы было задолго до советской эксгумации), и о том, что Гоголь ворочался в гробу (вот и потерял голову?), — но череп-то при этом не мог же выкатиться из гроба и бесследно исчезнуть? 
Потом стали твердить: слух о пропаже ложный (хотя — для чего подобное измышлять, такое и в голову не придет, как не придет нормальному человеку желание разорвать сюртук почившего автора великих творений и взять лоскут на память, а затем вмонтировать эту материю в переплет “Мертвых душ”, что было, однако, вполне в духе шебутных кота Бегемота и Азазелло сотворено). Сюжет с исчезновением черепа напоминает историю отсекновения головы несчастному Берлиозу, не слишком почтительно обошедшемуся с Воландом. Гоголя болезненно интересовали потусторонние явления, он вторгался в пределы, коих смертным лучше сторониться. Быть может, за это и подвергся после жизни экзекуции, схожей с той, которую воспроизвел в “Мастере и Маргарите” над Берлиозом Булгаков? 

* * * 

Если бы Исаак Левитан писал картину “Над вечным покоем” в современных условиях, то, возможно, изобразил бы не крохотное кладбище, притулившееся на островке посреди реки, а запечатлел бы респектабельный городской некрополь, над которым вознеслись высоченные жилые дома. Над вечным покоем тут парят вот уж не ангелы и не души усопших, а бетонные балконы, откуда бренные хозяева квартир обозревают ряды погостов. (Недавно еще и многоярусные гаражи выстроили тут же, впритык к кладбищенской ограде.) И живут человеки, не смертью смерть поправ, поправ ее жизнью, не считающей нужным считаться с небытием (уж не говорю: благоговеть перед ним), не желающие держаться подальше от него.  
* * * 
Строят бетонные особняки на месте стареньких домишек, вековые деревья вырубают — не только внутри, но вокруг стройплощадок. Так удобнее, иначе подъемные краны, и грузовики, и бетономешалки не пройдут. Пытаться вписаться в ландшафт, чтобы сохранить исчезающее прошлое? Зачем? Для чего? Вот еще — миндальничать! Вообразите: если бы дантист — ради собственного комфорта и облегчения своей работы — удалял пациенту здоровые зубы, стоящие по обе стороны от нуждающегося в лечении… “А то бормашину держать неудобно”… Так и губим настоящее, подлинное — в угоду беспросветному и амбициозному.  
* * * 
Какие цари угодны? В чем для нас правда и урок царской жизни?  

Александр I, согласно мифу, отказался от власти, раскаялся за то, что принял участие в заговоре против своего отца, покинул дворец, бродил по России, замаливал грехи и познавал ее быт — это ли не фигура для увековечивания? Но ставим памятник Александру II — за то, что был дальновидным политиком и прогрессивным реформатором… И Ленину ставим, и Петру Великому, и сумрачному Александру III, а мечтательному, не от мира сего, Федору Иоанновичу — нет. Не заслужил. 
* * * 
Есть версия: памятник Достоевскому работы скульптора Меркурова (того самого, который снял посмертную маску с М.А.Булгакова) спас от уничтожения его коллега архитектор Щусев (спроектировавший Мавзолей). Согласно сталинскому плану реконструкции Москвы, центр столицы подлежал полному уничтожению. Вокруг единственного здания — Дома Правительства, который намеревались возвести на месте взорванного храма Христа Спасителя, — планировали разбить скверы и сады, где трудящиеся могли гулять и после рабочей смены на свежем воздухе обсуждать постановления съездов партии и положения теории Маркса—Энгельса. Памятник Достоевскому в то время стоял в истоке парка, ведущего к еще не построенному Театру Армии, то есть на оживленной магистрали — Садовом кольце. Конечно, этот памятник “архискверному” — по выражению Ленина — литератору не могли оставить на “бойком месте”.  

Щусев, гласит легенда, выступил перед революционно настроенными хозяевами страны и сказал: “Разве может вредный монумент оставаться в столь посещаемом месте, мозоля глаза москвичам? Нет, его необходимо убрать с глаз долой! Кстати, там неподалеку имеется дом, где Федор Михайлович был рожден. Туда и надо сослать скульптуру!”  

Сталину и прочим мыслителям из Политбюро предложение пришлось по вкусу. Монумент перетащили к флигелю, где появился на свет великий писатель (а заодно и к больнице для неимущих, построенной по распоряжению императрицы Екатерины, — кто видел это здание, вряд ли забудет шедевр итальянского зодчества, привитый на российскую почву; нынешние олигархи не лечатся в столь шикарных клиниках, а ведь хоромы были воздвигнуты царским режимом для бедняков!). От глаз прохожих памятник Ф.М. был скрыт вековыми деревьями, стоявшими вдоль массивной металлической ограды.  

Впрочем, может быть, вовсе не Щусев, а сам Меркуров защитил свое детище, он хорошо ориентировался в политической ситуации, создавал монументы Ленину и Сталину… Любопытно, однако, другое: когда миновали драконовские времена и гонения на Достоевского ослабли, могучие деревья как по команде засохли и дали прохожим возможность любоваться и зданием больницы, и фигурой классика. Будто кто-то дал исполинам тайный приказ…  

Может, приказ и в самом деле поступил — от тех самых сил (не земных, а потусторонних), которые лишили Гоголя головы, а камень с его могилы передвинули на захоронение Булгакова — словно бы рисуя стрелочку-указатель в поиске, который предстояло вести потомкам, словно бы делая в помощь этим потомкам недвусмысленный намек… 

Андрей Яхонтов

Московский комсомолец

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе