«Китеж-града», погребенного в Рыбинском водохранилище.
81 год назад 14 апреля началось наполнение Рыбинского водохранилища. Тогда, в страшном 1941 году, свои дома в Мологском крае были вынуждены покинуть по разным данным от 130 до 150 тысяч человек. Под воду ушли около 700 сел и деревень, оказались затоплены больше 50 храмов, десятки и сотни тысяч гектаров лугов и лесов...
— Сегодня День памяти «русской Атлантиды» — Мологского уезда, — приводит слова врио ярославского губернатора Михаила Евраева пресс-служба правительства. — Благодаря интересу наших современников Молога обретает новую жизнь. Ее история — часть регионального и общероссийского культурного кода, и ее тайны, привлекая ученых и туристов, становятся точкой развития прибрежных районов.
Возможно, авторам этого высказывания стоило подобрать другие слова, но в чем-то они правы: споры вокруг Мологи не умолкают до сих пор. Кто-то говорит, что это трагедия, другие — необходимость. И такой «культурный код» находит отражение во многих событиях современности...
Так или иначе эта жертва навсегда вписана в историю нашей страны, мологжане передают ее из поколения в поколение, а энтузиасты собирают по крупицам наследие затонувшего уезда в музеях и личных коллекциях.
— У нас в Рыбинске есть три объекта, посвященных Мологе: музей, который давно существует в Преображенском переулке, экспозиция в Красном гостином дворе, собранная по итогам экспедиций аквалангистов, и, конечно, макет Мологи, изготовленный Алексеем Алексашиным. Я был одним из соавторов этого проекта, — рассказывает и.о. главы Рыбинска Дмитрий Рудаков. — Помню, когда уходил из администрации в начале 2019 года, мы стояли с Алексеем на набережной и смотрели на неиспользованный бык моста (опора, прим. ЯРНОВОСТИ), который воздвигли при первой трассировке. Я тогда предложил сделать макет на нем — как постамент. Но Алексей решил, что лучше разместить его там, куда сможет прийти большее количество людей, изучить историю и почтить память.
По словам Дмитрия Станиславовича, для него этот день связан еще и с личными воспоминаниями.
— На Рыбинском водохранилище прошло мое детство. Одно из самых ярких впечатлений — купола, торчащие из воды, и затопленные леса, — говорит собеседник. — Часть моих родственников из затопляемой местности. Бабушка Поля — бабушка моей жены — много рассказывала о тех событиях. Они жили в Мологе, разобрали свой дом, сплавлялись на нем, как на плоту. А потом им на две семьи выделили крошечный участок здесь, в Заволжье-1. Поэтому история Мологи трагична и в первую очередь связана с мужеством и долготерпением наших людей. Молога — наш Китеж (легендарный город, который, по преданиям, может увидеть лишь тот, кто чист сердцем и душой, прим. ЯРНОВОСТИ).