А именно: «Как отмечать годовщину со дня смерти великого ересиарха?» Слово «ересиарх» тут употреблено в чисто номинативном значении – основатель ереси, т. е. подложного учения, самозванно именующего себя истинным христианством и отвергнутого Церковью. Каков в этом случае чин торжественных мероприятий?
В принципе, можно было бы сослаться на Лютера, отношение к которому Рима трудно назвать теплым, притом что в Германии его считают вторым величайшим из немцев. Считают, правда, не за 95 тезисов и все, что от этого произошло, но скорее за неоспоримо созидательный вклад в развитие немецкого языка и культуры. Единый хохдойч – творение Лютера, что позволяет юбилярствовать, предавая благоумолчанию иные аспекты его творчества. При всем преклонении перед величием «Войны и мира» и перед влиянием этой книги на русскую и мировую культуру все-таки это не создание единого языка, явившееся подножием к созданию единой великой нации. Других же юбилейно восславляемых ересиархов – причем восславляемых именно теми институтами, к совершенному уничтожению которых ересиархи призывали – история не упомнит.