Манифест русской культуры

VIII международный фестиваль искусств П.И. Чайковского в Клину в этом году стал  поистине манифестом русской культуры.

Все концерты , проходившие на разных площадках, несли собой код патриотизма и были актуальны, как никогда ранее.Масштабная постановка хоровой оперы  «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском» относит нас ко времени, когда велись междоусобные войны, и когда князь Киевский Ярослав начинает собирать русские земли в единое и могучее государство. В постановке Павла Сафонова на музыку Александра Чайковского задействованы пять хоров.


Я спросила у Фреди Кадена, дирижера из Эквадора и любимца российской публики, который давно уже живет в России, легко ли было ему управляться с таким множеством хоровых исполнителей и еще одновременно дирижировать оркестром?

«Это далось не легко, но со временем многих репетиций я делал пометки и понимал, что хочет режиссер. Эта опера очень соотносится с историческим сложным моментом, который Россия проживает сейчас. Если что-то происходит, то это происходит по воле Творца, значит настал момент, когда нужно измениться миру, человечеству. Ведь идут изменения, события во всем мире. Земля будто кричит: «Человек, что ты делаешь, опомнись, для чего ты пришел на землю?». И сама опера и музыка Чайковского затрагивают разные коллизии борьбы за власть. Человек хочет власти и ради нее готов на все, даже на убийство кровных братьев. Через искусство мы можем посмотреть и переосмыслить то, что происходит в нашем времени. Для меня само место, где проходит фестиваль, в парке-музее Чайковского, особенное, в этом доме он писал Шестую симфонию, играл на фортепиано. Ведь Чайковский не только символ русской культуры, это человек всего мира. Главное богатство России это же не нефть или газ, это все ерунда, сколько великих людей и духовных произведений Россия дала миру. Это не только композиторы, но писатели, ученые, философы, художники – вот главное духовное богатство. И нужно людям мира образумиться и ценить это достояние, его надо экспортировать, оно вечно и не имеет цены».

Концерт «Хибла Jazz» тоже был пронизан любовью к отечеству. Блистательная оперная дива выступила в сопровождении джаз-бэнда Сергея Макеева и исполнила не только классические арии в джазовой манере, но и спела любимые песни советской эпохи: «Весна идет», «Шагаю по Москве», «Беловежская пуща», «Ветер перемен». Концерт длился более полутора часов и публика не хотела отпускать Хиблу, подпевая любимым песням.

Фестиваль искусств Чайковского проходит под художественным руководством Башмета с 1 по 10 июля в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П.И. Чайковского. Программа включает выступления в Сестрорецком парке, Летнюю музыкальную академию Башмета, Школу молодых журналистов, пишущих о культуре.


Особое место занимает программа «PROзрение» в Мемориальной гостиной дома П. И. Чайковского. Известный российский пианист Алексей Гориболь и талантливый незрячий тенор Олег Крикун представили программу романсов русских композиторов XIX века – Глинки, Даргомыжского, Чайковского. Эти романсы редко исполняются и почти ушли из репертуара певцов. Близкий по тембральной окраске голосу Лемешева вокал Олега Крикуна придал особое очарование и лиричную напевность русским романсам на слова известных поэтов.

Завершением фестиваля стал грандиозный open air «Чайковский Night» на поляне некогда знаменитой усадьбы Демьяново, принадлежавшей брату ученика и друга Чайковского, композитора Сергея Танеева. Когда-то здесь отдыхали Скрябин, Тимирязев, Васнецов, Андрей Белый приезжали погостить на лето, и в усадьбе кипела творческая жизнь. Сейчас усадьба возрождается, заново отстроена церковь  XVII века, запланирована реконструкция и восстановление парка. 

На сцене в темноте ночи и яркого света софитов и экранов выступали всемирно известные балерина Светлана Захарова, скрипач Вадим Репин, бас Ильдар Абдразаков, пианист Дмитрий Маслеев,за дирижерским пультом Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» был народный артист СССР Юрий Башмет.  Письма Петра Ильича читал актер Игорь Петренко.

Июльский поздний вечер стал специальным проектом VIII Международного фестиваля искусств П. И. Чайковского и был полностью посвящен творчеству русского гения музыки. Это первое из запланированной серии музыкальных мероприятий под названием «Путь Чайковского», которые будут проходить в разных местах, связанных с творчеством русского композитора. Концерт был организован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и вход на него был бесплатным. Концерт транслировался на канале «Россия. Культура».

Пришедшая публика, заполнившая огромную поляну, стоя и сидя наслаждалась наследием Чайковского: симфонии, оперы, балеты. Оперная певица Евгения Муравьева исполнила сцену письма Татьяны из «Евгения Онегина». Бас Ильдар  Абдразаков представил арию Гремина. Артисты Большого театра Светлана Захарова и Артемий Беляков показали фрагмент балета «Анна Каренина», солисты Мариинского театра Мария Ширинкина и Кимин Ким — адажио из «Щелкунчика». Музыкант Дмитрий Маслеев солировал в Первом фортепианном концерте Чайковского, а скрипач Вадим Репин — в Концерте для скрипки с оркестром. Об истории создания каждого сочинения рассказывали письма Чайковского. В финале вечера прозвучала, написанная в Клину Шестая симфония. Юрий Башмет не раз отмечал, что начал серьезно заниматься классической музыкой после того, как услышал Шестую симфонию Чайковского.

 «Знаете, дорогой мой друг, что я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь вообще и в ее великорусские части в особенности. Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи. Напрасно я пытался бы объяснить эту влюбленность теми или другими качествами русского народа или русской природы. Качества эти, конечно, есть, но влюбленный человек любит не потому, что предмет его любви прельстил его своими добродетелями, он любит потому, что такова его натура, потому что он не может не любить», – такие строки из письма Петра Ильича прозвучали под занавес, словно фейерверк  русской души.


Благодаря таким масштабным фестивальным проектам, люди в глубинках, маленьких и больших городах России, могут услышать живьем российских музыкантов с мировыми именами, прочувствовать и напитаться  красотой и богатством музыкального наследия великих русских композиторов. Культура укрепляет дух и растит душу, ты отчетливо осознаешь свою сопричастность русской земле и ее великому наследию, сопричастность и единение с отечеством, его историей и его великими именами.

Автор
Евгения Стрига Фото: Евгения Стрига
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе