Михаил Бударагин: За широкие спины детей

Отечественные мультипликаторы накануне юбилея студии «Союзмультфильм» написали открытое письмо президенту и премьеру, пожаловавшись на упадок анимации и попросив денег. Реальность же говорит о том, что деятели культуры изрядно лукавят.

Обращение художников знаменитого «Союзмультфильма» к Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину написано в столь потрясающей стилистике, что закрадывается невольное подозрение: уж не подделка ли это, призванная дискредитировать и без того переживающую не лучшие времена организацию?


«С чего бы нужно было, как пишут мультипликаторы, «возрождать отечественную анимацию», когда она прекрасно существует?»

Но, судя по всему, нет, не подделка. Действительно люди так думают. Ссылки на Иоанна Павла Второго, разговор о бедственном положении отечественной мультипликации, отсылки к славному советскому прошлому и пространные рассуждения о том, что дети – наше будущее, – все это венчается совершенно хамской репликой о том, что известно, «какими схемами заканчиваются подобные обращения». Мол, вы, конечно, идиоты, но мы напишем вам свысока. Все это очень трогательно, но почему-то мне, отцу четырехлетнего ребенка, очень, как и многие его сверстники любящего мультфильмы, кажется, что миллионы рублей стоит потратить с куда большей пользой, чем об этом говорят уважаемые мультипликаторы.


Можно, конечно, обмануть и президента, и премьера, и многих читателей, которые когда-то росли на «Винни-Пухе», «Ежике в тумане» и «Карлсоне» и готовы пустить скупую слезу, но вот обмануть детей гораздо труднее: на них не давит груз истории «Союзмультфильма», и они, стоит заметить, любят и старых героев, и новых. Легко сказать, что новые мультфильмы, не вышедшие из-под пера студии, – плохие, но ведь это совсем не так.


 «Место <...> на экранах телевизоров заняли низкопробные, как правило (но зато дешевые, а потому прибыльные для телеканалов), поделки иностранных аниматоров», – пишут  мультипликаторы, и это намеренное искажение ситуации. Крупнейшие телеканалы страны как крутили, так и крутят старые советские мультфильмы или хорошие прокатные западные – можно сколько угодно горевать о судьбе исчезнувших цивилизаций, но «Рататуй», скажем, сделан превосходно, «Валл-и» – очень добротно, никак не назовешь поделками «В поисках Немо» или «Тачки», а уж о «Рыбке Поньо на утесе» великого Миядзаки и говорить нечего.


Но даже это еще далеко не все. Можно было бы сокрушаться, если бы на талантливых отечественных аниматоров давили круглосуточно такие монстры, как «Дисней» или «Пиксар», и поэтому ничего не росло бы на этой выжженной земле. Растет ведь. И неплохо продается.


В декабре, например, выйдут полнометражные «Смешарики», и если бы этот проект был на коленке сделанной поделкой, я бы первым ратовал за то, чтобы государство поддержало кого-нибудь другого, более талантливого и интересного. Но «Смешарики» – очень тонкий, глубокий и умный сериал о дружбе, верности, любви, радостях и горестях: он не слишком нравоучительный и совсем не занудный, но в нем нет ничего, от чего бы стоило уберечь детей. Как раз наоборот, в сериале сказано – в шутку, играючи, без нудятины и нравоучительности – очень много полезного и верного. Нужно дорожить друзьями, быть смелым, умным, честно трудиться, беречь близких, открывать новое – что же тут, извините, «низкопробного»?


Не очень понятно, почему миллионы должен получить «Союзмультфильм», а не «Смешарики». На каких основаниях? За былые заслуги?


Не одними «Смешариками», впрочем. Очень хорош не так давно появившийся мультсериал «Маша и медведь» о реактивной девочке Маше и меланхоличном медведе. Неплохо по российским меркам шли в прокате истории о русских богатырях (их вышло уже четыре, и последняя, о Шамаханской царице, была на диво хороша безо всяких скидок на сложность материала). Существуют и очень хорошие просветительские мультфильмы, такие, например, как сказки народов России, собранные в сборник «Гора самоцветов».


Кто-то же все-таки придумывает, рисует, снимает все это? Стало быть, есть в России и мультипликаторы, и сценаристы, и режиссеры, и даже литературные редакторы – с чего бы нужно было, как пишут мультипликаторы, «возрождать отечественную анимацию», когда она прекрасно существует? Она, правда, не централизована, каждый живет, как умеет, делает, как считает нужным, и у самых талантливых все получается.


Скажу больше. В России есть и околоанимационная инфраструктура – продажи самой разнообразной атрибутики с теми же смешариками росли буквально на моих глазах. Появлялись игрушки, книжки (очень хорошие, кстати), значки, постеры и прочая чепуха, совершенно необходимая ребенку, который хочет себе рюкзак с Пином или тетрадь с Крошем и Ежиком.


Вполне возможно, что вопрос о советском наследии и прокате старых и всеми любимых мультфильмов действительно стоит остро и не может быть решен без вмешательства Медведева и Путина: за этой помощью и впрямь не грех обратиться к властям. Общее наследие нужно оберегать сообща, кто бы спорил. Эта позиция как раз и риторически, и содержательно безупречна. Но развитие отечественной анимации и сюжет с авторскими правами художников – это ведь не одна история, а две.


Стоит ли решать проблемы авторских прав, прикрываясь «нашими детьми» и выторговывая себе заодно еще и право на студентов, и возможность получить государственные деньги etc – отчего-то я не уверен в том, что моего ребенка, например, можно для этого использовать. Ему есть что смотреть, и это, конечно, совсем не те мультфильмы, которыми восхищался в детстве я, но очень надеюсь, что он рано или поздно скажет своему сыну: «Да, в моем-то детстве «Смешарики» были ого-го, не то что ваши мультики». И будет прав.


Михаил Бударагин


Взгляд


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе