Мир музеев

ПУТЕВОДНАЯ НИТЬ АРИАДНЫ

«Восторг и удивление – именно эти два переживания лежат в основе мировосприятия Ариадны Соколовой – художника, творчество которого не укладывается в рамки ни традиционного, ни современного искусства, оставаясь при этом и традиционным, и современным», – считает журналист, исследователь творчества художницы Ирина Мотлохова. Персональная выставка произведений заслуженного художника России Ариадны Соколовой открыта в эти дни в выставочных залах Союза художников. Ариадна Соколова – тонкий мастер портрета и стилизованного пейзажа, смелый интерпретатор природы, страстный наблюдатель жизни во всех её проявлениях. Участник областных, региональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок, её произведения находятся в музейных собраниях и во многих российских и зарубежных частных коллекциях. Ариадна Соколова – лауреат областной премии имени Опекушина, создатель знаменитого музея «Дом муз», коллекцию которого она собирала на протяжении более чем двадцати лет. Нынешней весной Ариадна Соколова передала практически всю коллекцию «Дома муз» в дар городу, теперь знаменитый особняк стал филиалом музея истории города Ярославля. Её жизнь удивительна, её творчество неподражаемо – с этой аксиомой согласны все поклонники ярославской художницы.  



ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ – «МУЗЕЙНЫЙ БЕРЕГ»

«Музейный берег» – так назвали свой совместный проект Ярославский музей-заповедник и выпускники кафедры «Архитектура» Ярославского технического университета. Они попытались разработать проектную концепцию единого музейного пространства на берегах Волги и Которосли. Решение двуединой задачи легло в основу дипломных проектов будущих ярославских архитекторов. Полноценное наполнение исторического ядра города социокультурным музейно-экспозиционным содержанием отвечает важнейшей цели превращения Ярославля в современный историко-просветительский центр и ключевой элемент туристического кластера, достойный статуса объекта Всемирного наследия (ЮНЕСКО). Творческое сотрудничество музея и университета в архитектурно-градостроительном проектировании беспрецедентно, его итог – концепции проектов – является подарком 1000-летнему городу. «Музейный берег» с успехом экспонировался на выставках в Ярославском музее-заповеднике, в Центральном Доме архитектора в Москве, его презентация состоялась в Центральном Доме художника в Москве в рамках фестиваля-смотра «Арх-Москва» и Московской международной архитектурной биеннале. Не обошли вниманием совместный проект ярославских архитекторов и музейщиков и престижные СМИ: информация была опубликована в одном из самых уважаемых международных архитектурных журналов «DOMUS».

РЕДКИЕ КНИГИ ПО СОСЕДСТВУ С НАУЧНЫМИ ПРИБОРАМИ

В Переславском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике открылась уникальная книжная выставка. Большая часть предметов музейного собрания редкой книги поступила в фонды сразу после революции из национализированных усадебных библиотек, причём, согласно воспоминаниям тогдашнего директора музея Смирнова, сюда поступила лишь часть, в основном научно-популярные книги, а так называемая беллетристика «ушла» в фонды городской общественной библиотеки. Среди книг преобладают издания естественно-научной тематики. Выделен комплекс, посвящённый домоводству. На выставке можно увидеть «Космографию» в рукописи XVII века, географические издания петровского времени – «География генеральная» Б. Варениуса (1718 г.) и «Земноводного круга краткое описание, через Ягана Гибнера собранное» (1719 г.). «История о животных бессловесных или физическое описание известнейших зверей, птиц, рыб, земноводных, насекомых, червей и животно-растений с присовокуплением нравоучительных уподоблений из природы их взятых» была издана в Москве (1803 г.) в переводе с латинского языка. Стиль и содержание книги являются непривычными для современного человека: здесь научные данные переплетаются с вымыслами, животные описываются с позиций так называемого ложного антропоморфизма. Кроме книг на выставке представлены различные научные приборы: зеркальный телескоп системы Грегори, компас, прибор для наземных измерений, солнечные часы, микроскопы.

РОСТОВСКИЙ ХУДОЖНИК ВЕРНУЛСЯ С БАЛКАН

В Боснии, на Балканах, в селе Бродац, что на границе с Сербией, состоялся международный фестиваль художников. Это вторая часть большого культурного проекта «Балканы – раз и навсегда». Первой стала фотовыставка «Архитектура Ростовского кремля» в музее Сремской Митровицы в Сербии. Ростовский художник-эмальер Михаил Селищев принял участие в работе фестиваля. По возвращении он признался, что «само село было на удивление красиво и ладно устроено: кругом цвели розы, акации, благоухали кусты бузины. Постриженные газоны крестьянских дворов превосходили все мои ожидания! Жизнь была налажена великолепно и текла спокойно и размеренно. Жители села поразили меня своей теплотой, любовью и гостеприимством». Итогом недельного пленэра стала выставка: каждый художник написал и оставил в дар принимающей стороне по два своих произведения. Осенью фестиваль рус­ско-балканской культуры продолжится: он предполагает творческую встречу в Сербии. Отдельным важным направлением проекта станет помощь монастырям Косова. Они сильно пострадали во время войны, утеряны многие великолепные фрески. К сотрудничеству приглашены молодые художники. «Воссоздание фресок – это хранение неугасающего духовного огня христианства, православных традиций, пронесённых сквозь многие века. Сейчас в Косове спокойно, монастыри охраняются военными НАТО. Самое подходящее время для его посещения», – уверен художник Михаил Селищев.

«РОМАШКОВЫЙ РАЙ» В НИКУЛЬСКОМ

На территории музея «Космос» в селе Никульском прошёл детский праздник «Ромашковый рай», который посвятили дню полёта в космос Валентины Владимировны Терешковой. Символом праздника стала ромашка – цветок России, любви, надежды. Множество ромашек испокон веков росло и в окрестностях деревни Масленниково, где Валентина Владимировна провела свои детские годы. В 2008 году на территории музея «Космос» стартовал проект «Ромашковый рай»: на клумбы были высажены первые цветы. В этом году посадка ромашек продолжилась. Праздник начался на площади у музея «Космос». Ребятам предстояло совершить путеше­ствия по игровым станциям. Они проверили свою смекалку, быстроту и ловкость. Так, например, на станции «Деревенская» носили воду на коромысле, складывали дрова в поленницу и даже «варили» в чугуне картошку. На «Биологической» станции ребята смогли блеснуть своими знаниями о флоре родного края, а на «Космической» – проявить внимательность, находчивость и продемонстрировать спортивную подготовку. «Ромашковая» станция стала заключительной в импровизированном путешествии: здесь ребята посадили цветы и загадали самое заветное желание, которое написали на листке бумаги и прикрепили к воздушному шарику. На празднике подвели итоги конкурса на лучший эскиз значка «Юный космонавт». Завершилось всё весёлой дискотекой и запуском шаров желаний, а ребята получили дипломы и конфеты «Ромашка». Имена всех участников акции занесены в «Большую ромашковую книгу», которая хранится в музее.

«ДРАМАТУРГИЮ МАЗКА» ПЕРЕДАЁТ УЧЕНИКАМ

В стенах Ярославского художественного училища на Малой Пролетарской улице открылась выставка живописи преподавателя училища Бориса Васильевича Бухты. Это знаменательное событие не только в жизни самого мастера (это его первая персональная выставка, несмотря на творческую зрелость работ), но и для художественной жизни города. Борис Васильевич Бухта получил великолепное художественное академическое образование в Ленинградском государственном институте имени И. Е. Репина по специальности «художник-архитектор». Ярославское художе­ственное училище славится своей верностью традициям академической школы живописи. Бухта открыл ключ к творчеству настоящего художника: «Многие среди педагогов говорят о боже­ственном, высоком. Я мало верю в то, что искусство божественно. Но то, что оно пробуждает в нас божественное, абсолютно точно. А всё остальное – мастерство...». И это показала его выставка. Создаётся впечатление, что художник знает секреты, известные только старым мастерам, например эпохи Возрождения. И в каждой его работе есть какая-то тайна. Его живопись волнует, она завораживает. В экспозиции представлены графические и живописные работы, выполненные маслом, акварелью, углём, карандашом-сангиной и т. д. Есть здесь блестяще созданные академические постановки обнажённой мужской натуры, пейзажи, натюрморты. На выставке немало интересных характерных портретов, в том числе музы мастера – супруги, итальянки по происхождению, тоже художницы. Великолепные этюды, сделанные в Венеции, Риме и других городах колыбели живописи Италии. Академизм не подавляет его творчество. Работает «драматургия мазка» (шутка художника), как, например, в «Корриде» или картине «Пересвет и Челубей», она покоряет зрителя красотой и тонким внутренним настроем. Замечательно, что своё мастерство художник имеет возможность передать ученикам.

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе