Музей и публицистика: есть шанс существовать вместе


В настоящее время в Ярославском музее-заповеднике «гостит» передвижная мультимедийная выставка «Сто лет без Толстого» из музея-усадьбы «Ясная Поляна». Форма подачи материала только с помощью компьютерных технологий, без подлинных экспонатов оказалась необычной для многих посетителей и даже для некоторых музейных сотрудников. Идея выставочного проекта также является нестандартной и дискуссионной.



Все это вместе заставило прибегнуть к известному, но, к сожалению, не часто используемому в музейной среде, способу общения – круглому столу. Под названием «Музейная выставка как публицистический жанр» он состоялся на прошлой неделе по инициативе научных сотрудников ярославского музея. На встречу были приглашены школьные учителя, вузовские преподаватели, представители СМИ и, конечно, коллеги-музейщики.

Пришедших приглашенных набралось немного – не более десяти человек. К ним присоединилось еще несколько самих сотрудников музея-заповедника.

Очевидно, сказался тот факт, что в прошлый четверг в городе одновременно происходила масса культурно-просветительных мероприятий: молодежный театральный фестиваль, областная научная конференция о провинциальном идеализме в художественном музее, открытие академической выставки в ярославском отделении союза художников, студенческие конференции в вузах и многое другое. Иногда «накладки» такого рода случаются. На мой взгляд, это также имеет место быть из-за незнания или игнорирования того, что происходит у «соседа», отсутствия какого-то общего, заранее спланированного календаря культурных мероприятий в городе (например, на месяц или на год).

Несмотря на малочисленность круглого стола, разговор получился интересным и занял добрых два часа. Прежде чем обменяться мнениями, все участники получили возможность ознакомиться с выставкой. Она представляет собой следующее: три больших экранных полотна в небольшой темной комнате с настилом в виде черно-белой шахматной доски. На экраны через определенные промежутки времени проецируются черно-белые фотографии ужасов революций, войн, локальных военных конфликтов во всем мире, начиная с 1917 года вплоть до Косовских событий уже нашего времени. Рядом с документальными фотографиями и видеоматериалами появляются цитаты из художественных произведений Л.Н. Толстого, его статей, писем и дневников разных лет.

Посетители имеют возможность либо близко подходить к экранам, считывая с них информацию, либо сидя на отдалении наблюдать сразу за тремя экранами. Музыкальное сопровождение к показу задает дополнительную тональность тревоги, сопереживания к происходящему. Атмосфера выставки в целом заставляет задуматься, эмоционально накаляет любого посетителя.

В ходе разговора за круглым столом научный сотрудник музея-заповедника Т. Кравчук привела пример с группой студентов из техникума. Обычно за такими посетителями нужен глаз да глаз со стороны музейного смотрителя: как бы чего не задели, случайно не сломали в порыве своей неуемной молодой энергии. Но смотря и читая выставочный материал, они, наоборот, замерли, а позже в молчании покинули помещение, очевидно, близко пережив то, что увидели и узнали. Искусствовед С. Овсянников предположил, что именно такой способ подачи Толстого, не хрестоматийного, не со школьных уроков литературы, а через мультимедийную выставку, будет понятнее и ближе для молодежной аудитории.
Вообще многие участники в разговоре уделяли внимание именно фигуре знаменитого русского писателя. Н. Петрова из Ярославского художественного музея неоднократно призывала, что надо читать Толстого. Как представитель старшего поколения она утверждает, что ранее в ее школьные годы Льва Николаевича изучали и знали только как писателя, а он еще интересен как философ и публицист. По ее мнению, если с помощью выставки хоть в течение десяти минут зрители будут читать проницательные толстовские слова, то уже хорошо. Возможно, это даже приведет их дальше – к «подвигу» добросовестно и полностью прочитать весь роман «Война и мир», что делали лишь десять процентов от всех, начинавших его читать. Н. Грязнова, научный сотрудник музея-заповедника, полагает, что данная выставка дает возможность соприкоснуться со значительной фигурой писателя и вызывает желание ехать в Ясную Поляну ближе к тем местам, где жил и творил Толстой.

На мой субъективный взгляд, к тому материалу, который продемонстрирован на экранах этой выставки (страшные документы Второй мировой войны, Карибский кризис, кусочки мирной жизни в виде лучезарной улыбки ребенка и снова страдания мирных людей во время современных локальных войн) Толстой и его отобранные цитаты являются лишь фоном, ярким, но фоном. Суть скрыта в точном названии выставочного проекта – «Сто лет БЕЗ Толстого». Главное в выставке показать нашу современную историю и действительность. На этом и следует делать акцент. Представленная тематика, по верному выражению журналиста Ю. Надеждина, по-прежнему «жжет ладони». Получается, что человечество и через сто лет после смерти русского гения ничему не научилось: нас тревожат те же вопросы, которые поднимал писатель – нравственный выбор между войной и миром.

Кроме содержания выставки, в ходе круглого стола была отмечена ее «мультимейдийность» в качестве большого шага вперед. В западных музеях, правда, это давно стало обычным делом и уже ни у кого не вызывает культурного шока. Арт-директор Центра современного искусства Е. Змеева отметила смелость музея-заповедника как представителя более консервативного типа музея, привнести в свои стены мультимедийную инсталляцию, которая ярославским зрителем всё еще воспринимается с трудом.

Многие участники выступили также за присутствие интерактива, когда посетители каким-то образом могут тотчас влиять на происходящее. По мнению преподавателя А. Прохорова, интерактив должен быть обязателен. Наблюдая за своими студентами, он пришел к следующему выводу: музей в традиционном понимании (со старыми экспонатами и прочими атрибутами) воспринимается ими как музей для прадедушек. Более-менее современный, как эта выставка – это музей для их пап. Тот музей, в котором они сами как-то могут активно поучаствовать, это уже музей сегодняшнего дня интересный для них во всех отношениях. Против интерактивности на выставке «Сто лет без Толстого» высказался преподаватель педагогического университета Н. Пайков, мотивируя тем, что главная ее задача публицистическая.

Нужен или не нужен интерактив на этой выставке, можно и поспорить. Важным мне видится то, что зрителю лучше идти на эту выставку хоть немного подготовленным к тому, что его на ней ожидает. В противном случае сложится только сумрачное впечатление, потому что позитив как таковой на ней практически отсутствует. Одно только может «спасти», если воспользоваться предложением научного сотрудника исторического отдела музея-заповедника Ю. Сабировой: человек, покидая это темное помещение, с облегчением выходит в светлый мир улицы и понимает, что жизнь может быть прекрасной без войн и насилий.

В заключение круглого стола участники пришли к выводу, что подобные необычные дискуссионные проекты заставляют двигаться дальше. Недаром у Н. Грязновой вырвалась фраза: «А наш Некрасов был бы тоже хорош!».

Выставка «Сто лет без Толстого» закрывается 9 мая, а там, возможно, у ярославских музейных специалистов и вправду родится интересная идея проекта с нашим Некрасовым или другим каким знаменитым земляком.

  ЯРНОВОСТИ


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе