Один век и одно десятилетие назад в Рыбинске появился музей.
Наталья Смирнова
Сейчас он является одним из крупнейших провинциальных музеев. А три кита музейной деятельности и спустя годы остаются неизменными: хранение, изучение, популяризация
Сегодня мы рассказываем о людях и профессиях, благодаря которым у нас есть возможность любоваться жемчужинами художественной галереи – дворянскими портретами и пейзажами Шишкина и Айвазовского. Видеть на выставках подлинные предметы былых времен: от подвенечного платья провинциальной купчихи до бурки Харитонова и костюмов Ошанина и Андропова. Удивляться сохранности фолиантов времен Московского царства и бивней мамонтов.
«Рыбинские хранители копают глубоко»
Отдел хранения – основа основ любого музея. Нет коллекции – нет и самого музея. Музейные предметы – вещи с историей. И с годами они, как и люди, не молодеют. Живопись, графика, скульптура, фарфор, оружие, мебель, изделия из дерева, металла, текстиля, редкие книги, археологические находки – все это требует особого ухода, внимания и заботы. Сохранить их в первозданном виде, вернуть утраченный лоск, излечить от тяжелых и нередко хронических недугов помогают реставраторы, хранители, специалисты по сохранности предметов.
У главного хранителя Натальи Смирновой огромный опыт – Рыбинскому музею-заповеднику она посвятила сорок лет. Младший научный сотрудник, хранитель, а с 1986 го-да – главный хранитель.
— За 110 лет в нашем музее собрана очень богатая и разнообразная коллекция. Только в основном фонде насчитывается более 112 тысяч единиц хранения. Еще порядка 21 тысячи музейных предметов числится в научно-вспомогательном фонде – это макеты, копии документов, фотографий, которые мы не имеем возможности получить в подлинниках, а также предметы в плохой сохранности, – рассказывает Наталья Смирнова.
За сохранностью музейных коллекций следят девять хранителей. О своих подопечных они знают практически все: об их художественной и исторической ценности, об эпохе, когда создавались, и даже о химсоставе.
— Хранителю нужно обладать знаниями из разных научных областей, в том числе химии и физики. Взять то же воздействие света – на разные предметы оно различно. Например, бумага крайне негативно реагирует на ультрафиолет. А ведь у нас есть кириллические книги XVII и XVI веков. Вот почему мы стараемся экспонировать предметы на бумажной основе не больше двух месяцев и при затенении, – говорит главный хранитель.
Ее коллеги «копают глубоко» – занимаются тщательным изучением вверенных им коллекций, открывают их тайны. Марина Мызникова, например, отвечает за художественные коллекции – живопись, скульптуру, иконы, и ее главный научный интерес – графика. Наталья Гарасева хранит мебель, изделия из металла, однако излюбленной темой стали шпаги, сабли, пистолеты. Она изучает оружие, его историю, техники изготовления и украшения. И хотя рыбинская оружейная коллекция считается небольшой – всего порядка 450 единиц, она включает весьма интересные и ценные экземпляры.
— В Рыбинске несколько лет назад проводилась выставка «Оружие доблести и чести», а сейчас мы отправили 67 предметов в Казанский кремль, – говорит Наталья Смирнова.
«Гастроли» рыбинских экспонатов – в последнее время явление частое.
— Наша коллекция пользуется спросом, – продолжает руководитель отдела хранения. – За последние годы мы неоднократно предоставляли вещи для крупных выставок, которые вызывают бурный отклик публики и интерес центральных СМИ. Это и «Сокровища музеев России» в Манеже, и «Семья – душа России» в Царицыно, и «Оттепель» в Третьяковской галерее, где были представлены миниатюрные фигурки мастера Первомайского фарфорового завода Юрия Львова.
Пополнение фондов –еще одна забота хранителей. По словам Натальи Смирновой, ежегодно коллекция прирастает примерно на тысячу предметов. И в основном это дары. Свои картины предоставляют художники Рыбинска. Обычные люди приносят фотографии, документы, связанные с городом, какими-то событиями, историей семьи.
— Для предмета очень важна легенда. Например, у жительницы одной из деревень Рыбинского района сохранились старинные вещи ее родных, в том числе свадебное платье со шлейфом. Такое носили невесты из купеческой, городской среды, – рассказывает авный хранитель.
Ольга Калинина
«Иногда до них даже страшно дотрагиваться»
Ольга Калинина, специалист по сохранности музейных предметов, в Рыбинском музее-заповеднике работает с 1994 года. Пришла смотрителем, была и администратором, и лаборантом в отделе природы, а с 2013 года трудится в отделе хранения.
— Моя задача – следить за температурно-влажностным режимом в залах музея. Каждое утро и каждый вечер проверяю гигрометры во всех залах. Оптимальная обстановка для предметов – 55-60% влажности, – рассказывает Ольга.
Если влажность повышенная – 80% и больше (обычно это происходит летом, когда выключают отопление), в музее начинают бить тревогу.
— Вместе с хранителями принимаем меры: открываем окна, проветриваем, ставим обогреватели. Однажды лето было теплое, и мы растянули веревки прямо на балконе и просушивали там ткани и одежду. Зимой у нас другая проблема – сухо, и начинают трещать картины, мебель. Мы отключаем батареи, увлажняем воздух, ставим ванночки с водой, например, рядом с екатерининским креслом.
Сырость несет с собой и другую беду – плесень. Беспощадная и вездесущая, она губительна для живописи, дерева, ткани, бумаги, экспонатов животных.
— С перышек, лапок птиц, подставок плесень снимаю ватным тампоном, смоченным в спирте или растворе марганцовки, – говорит Ольга. – Периодически приходится чистить книги, самые старые бумажные фолианты – еще XVI века. Иногда даже страшно дотрагиваться до таких древностей!
В старинных деревянных шкафах, бюро, шкатулках любят селиться жуки-короеды. Задача Ольги –победить насекомых и сберечь раритеты в целости и сохранности:
— Набираешь вазелиновое масло в шприц – и в эти дырочки, а потом заклеиваешь их пластилином и помещаешь предмет в отдельный шкафчик – на карантин. Помню, после таких процедур шкатулка вся была испещрена пластилиновыми заклепками.
Самые древние вещи в экспозициях и запасниках – это экспонаты палеонтологической коллекции. Бивням и костям мамонтов, хранящимся в рыбинском музее, несколько тысячелетий. Казалось бы, что от разрушения их должна защищать какая-то особая хитрая обработка. Но нет. Никакой спецхимии в музее не применяют.
— Секрет, как сохранить кости мамонта, нам подсказали москвичи, которые приехали устраивать первую палеонтологическую выставку в Рыбинске еще в середине 90-х, – вспоминает специалист. – Они сказали: наведите раствор клея БФ прямо в ведре и туда опускайте экспонат на полдня. Такой обработки хватает на долгие годы.