НА КРАЮ...

  Через тридцать лет после смерти о Владимире Высоцком снова вспомнили. Прежде всего — на российском телевидении. Да еще как вспомнили! Сплошной поток передач по всем каналам. 

  Подобной "высоцкомании" почему-то не было ни пять лет назад, хотя четверть века, казалось бы, уж куда "юбилейнее" дата, чем нынешняя, ни — тем более — десять лет назад… 

  Что случилось? Откуда мог дойти на наше "сверхчуткое" ТВ такой "социальный заказ"? 

  Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно посмотреть, что и как показывали по "ящику" в день 25 июля 2010 года.   Очень мало фильмов Высоцкого, почти нет его песен, а те, что всё-таки звучат, — самые безобидные, наподобие незабвенной "Утренней гимнастики", зато море разливанное "друзей поэта", настоящих и мнимых, знакомых и незнакомых, во всех видах подачи, и — все в один голос: гений, его творчество было для нас глотком свободы, он противостоял системе, которая его преследовала и давила, страдал и погиб в неравной борьбе… 
  Всё то же самое, что говорилось, например, в 1988-1990 годах, когда почти все "люди искусства" скопом повалили в "демократы" и "либералы", припоминая любые существующие и несуществующие обиды, нанесенные им пресловутой "Софьей Власьевной", то есть советской властью. Казалось бы — Владимир Высоцкий, с его бесспорной всенародной популярностью, который своей жизнью и смертью в 42 года, своими похоронами в "тоталитарной" олимпийской Москве 1980 года — великолепно "подтверждает" все "демократические" байки своих "друзей". 

  Но то, что всё это — именно байки, имеющие весьма отдаленное отношение к действительности, — следует из фактов биографии Владимира Семеновича Высоцкого. За двадцать с небольшим лет своей творческой карьеры он, как известно, сыграл более 30 ролей в кинофильмах, постоянно выходил на сцену в спектаклях Театра на Таганке, а количество концертов и гастролей, данных им в разных местах нашей, тогда еще необъятной, Родины, явно переваливает за несколько сотен. Было еще почти два десятка официально изданных дисков: авторских и с участием Высоцкого. 

  Благодаря браку с французской актрисой русского происхождения и заодно коммунисткой Мариной Влади он с 1970 года был не просто "выездным", а объездил практически весь мир, включая такие не самые близкие уголки, как Таити. Менял автомобили, и первый в послевоенной Москве "мерседес" принадлежал именно Высоцкому… 

  Но всё это уже — достаточно мелкие подробности быта. Главное, конечно, не в них. Главное — в том, что Высоцкий был практически полностью востребован обществом, в котором он жил. Полностью — прежде всего в смысле снизу доверху и сверху донизу. 

  Прошла пора вступлений и прелюдий. 
  Всё хорошо — не вру, без дураков: 
  Меня к себе зовут большие люди, 
  Чтоб я им пел "Охоту на волков"... 

  В основном своём качестве — актёра, как следует из сказанного выше, Высоцкий не то что никаким преследованиям не подвергался, а даже представить себе что-то наподобие "запретов на профессию" в его отношении сложно. А песни Высоцкого — это ведь, по сути, тоже сыгранные (во всех смыслах этого слова) им "моноспектакли". В своей собственной режиссуре, на свою собственную музыку, на свои собственные слова, в своём собственном исполнении — мечта для любого актёра. Полная самореализация. Наверное, так мог чувствовать себя разве что легендарный Шекспир в театре "Глобус". Расскажите-ка о том, как великого Уильяма Джоновича преследовали и притесняли власти Англии конца XVI-начала XVII века... 

  Правда, вот "в писатели" и "в поэты" официально Владимира Семёновича так и не приняли, да и публикациями в советской прессе, мягко говоря, не баловали — но тут сыграли свою роль, видимо, не только вполне вероятные "цеховая" спайка и профессиональная зависть со стороны членов Союза писателей СССР, но и наличие некоего "указания свыше": мол, пусть у него всё будет, а вот этого — не будет ни под каким видом... 

  Соответственно, и всё прижизненное "диссидентство" Высоцкого ограничивается, по сути, литературной сферой, включая зарубежные публикации и участие в скандальном альманахе "Метрополь". 

  А вот его роли в театре и кино — вполне каноничны и полностью соответствуют духу времени, будь то Гамлет того же Шекспира, Маяковский в "Послушайте!", Хлопуша в "Пугачеве", Володя в "Вертикали", большевик Бродский-Воронов в "Интервенции", капитан Глеб Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя" или дон Гуан в "Маленьких трагедиях". Действительно, блестящая игра великого актёра... 

  И нигде — ни малейшего намека на "антисоветизм", "антикоммунизм", совсем даже наоборот. Самым показательным в этом отношении можно считать созданный Высоцким образ Глеба Жеглова в фильме "Место встречи изменить нельзя" по роману Аркадия и Георгия Вайнеров "Эра милосердия". Конечно, Жеглов — явный "сталинист", и в фильме он "по замыслу" должен морально уступить своему младшему другу-антагонисту Владимиру Шарапову в исполнении Владимира Конкина. Для этого в сценарии даже была переделана концовка, так что любимая Шараповым сержант милиции Варя Синичкина остаётся в живых. Но в исполнении Высоцкого "правда Жеглова": "Вор должен сидеть в тюрьме!" (ау, где вы, борцы с коррупцией!), "правде Шарапова": "Мы же невиновного человека засадили!" — ничуть не уступает. А уж о том, как Высоцкий хотел сыграть роль именно Жеглова и как "толкал" съемки фильма, порой даже подменяя Станислава Говорухина в качестве режиссера (еще один штрих к картине полной самореализации актёра в условиях "тоталитарного" советского общества) — достаточно хорошо известно. 

  Но, конечно, не возникни феномен под названием "песни Высоцкого", его судьба утратила бы свою уникальность и ни о каком всенародном признании даже речи идти не могло. 

  А песни его тоже были вовсе не диссидентскими и даже не оппозиционными действующей власти — с таким же успехом диссидентским и оппозиционным можно было называть, скажем, журнал "Крокодил" или кино-"Фитиль" Михалкова-старшего. Они — хоть шуточные, хоть трагические — были песнями "ролевыми", и этот маскарад Высоцкого играл немалую роль в их популярности, которая сейчас кажется такой же непредставимой, как, скажем, поэтические вечера на стадионах конца 50-х—начала 60-х годов. Ведь социальная роль человека в советском обществе "брежневской" эпохи была чаще всего функцией хотя и не обременительной, но при этом весьма жёстко определённой и слабо подлежащей изменению, наподобие зарплаты. Поэтому, с одной стороны, такое распространение в то время получали разного рода хобби: от собирания почтовых марок до походов в горы, а с другой — такое уважение и даже восторг вызывали те, кто мог себе позволить не держаться за свою социальную роль и тем или иным образом её изменять. Пусть даже это был банальный алкоголизм или увлечение какой-то "эзотерикой". Можно даже сказать, что Советский Союз с середины 60-х годов постепенно начал превращаться в страну социальных актеров, исполнявших свои роли со всё меньшим энтузиазмом. 

  А Владимир Семёнович Высоцкий в своих песнях-перевоплощениях доводил это всеобщее актёрство либо до абсурда: "Вдох глубокий, руки шире!..", "Ой, Вань, гляди, какие карлики!..", либо до героического отрицания: "За флажки! Жажда жизни сильней!.." Играл отказ от игры, стоял на краю, ходил по краю... "На свой необычный манер, он по жизни шагал над помостом — по канату, по канату, натянутому, как нерв..." Пусть и со страховкой, но ведь не всякая страховка и не всегда выдерживает вес падающего тела. Особенно если её надрезать, например... 

  В разгар первой официальной "высоцкомании", в 1988 году, мною было написано стихотворение под названием "Вослед юбилею": 

  Нынче все о Высоцком пишут, 
  и слова о Высоцком ищут 
  даже те, кто его не слышал, 
  издавая за томом том. 
  Нынче все о Высоцком пишут — 
  он уже никогда в Париже, 
  ни в Торонто, ни даже на Фиджи 
  не споёт что-нибудь «не то». 
  Нынче все о Высоцком пишут, 
  он узорами памяти вышит, 
  воздвигают всё выше и выше 
  для Высоцкого пьедестал. 
  "Вот — культурное наше наследство!" 
  А вокруг — театральное действо… 

  Я его ненавидел в детстве: 
  нам Высоцкий уснуть не давал. 
  Начинающий алкоголик 
  щедро с миром делился болью, 
  занимал у Высоцкого голос, 
  чтобы выкричать жизнь свою. 
  Через стены хрущобы тонкие, 
  разрывая нам перепонки, 
  доносилось магнитофонное: 
  "Хоть немного еще!.. 
  постою!.. 
  на кррраю!.." 

  Постояли. Ни много, ни мало. 
  Все, казалось, и всё понимали. 
  А теперь начинают сначала 
  понимать, кто велик был, кто мал, 
  кто был сверху (мечтал: шире пасть бы!), 
  кто был снизу (мечтал: не упасть бы!) 
  посреди идиллических пастбищ, 
  где Высоцкий уснуть не давал. 

  Вопрос, конечно, спорный, но почему-то не думаю, будто, доживи Владимир Семёнович до нынешних дней, он "без вопросов" оказался бы в лагере нынешних "демократов" и "либералов". Как говорил боец Сухов, "эт вряд ли". "Я не люблю, когда стреляют в спину. Я также против выстрелов в упор". Их нынешние попытки сделать из Высоцкого "икону второй перестройки", в общем-то, понятны: их "арсеналы персоналий", от Солженицына и Сахарова до Басилашвили и Ахеджаковой, — полностью истощились, а уж Михаил Касьянов и Борис Немцов в роли заступников народных — это даже не смешно. Высоцкий стал и, наверное, навсегда останется символом своего времени. Сделать из него новый символ "перестройки-2" ни у кого не получится. 

Георгий Судовцев 

Газета "Завтра"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе