Наталья Дмитриевна Солженицына: "Александр Исаевич писал мельчайшим почерком, с двух сторон листа"

3 августа исполнится год со дня кончины великого русского писателя и мыслителя Александра Исаевича Солженицына. Отмечать этот памятный день начали загодя: 28 июля с вдовой писателя, его многолетней соратницей и помощницей Натальей Солженицыной встретился премьер-министр России Владимир Путин. В понедельник телеканал "Культура" покажет документальный фильм из цикла "Острова", посвященный жизни и творчеству писателя (19.50), и моноспектакль "Случай на станции Кочетовка" в исполнении Александра Филиппенко (14.45). А сегодня мы публикуем интервью, взятое Мариной Вашуковой (телеканал "Культура") у Натальи Солженицыной специально для "Известий".

вопрос: Наталья Дмитриевна, вы автор выставки "Памяти Александра Солженицына", которая до середины сентября будет работать в Государственном литературном музее. Какие вещи - хранители памяти - представлены в этой экспозиции?


ответ: Эта выставка изданий книг Солженицына на трех десятках языков была задумана к его 90-летию. Но Александр Исаевич не дожил до юбилея несколько месяцев, и выставку, впервые представленную на Московской книжной ярмарке в сентябре 2008 года, посвятили памяти Александра Солженицына. Экспозиция побывала с тех пор на Франкфуртской книжной ярмарке, на международной Солженицынской конференции, но, пожалуй, впервые она размещена так надолго и в таких комфортных для посетителей условиях. Кроме того, что в экспозиции представлены "биография в фотографиях" и книги из собрания нашей семьи, там можно услышать голос Александра Исаевича: он читает свои рассказы и "крохотки". Есть две витрины с его личными вещами. Несомненно, о любом писателе, да и о любом человеке, вещи, которые он любил и которые его помнят, могут рассказать очень многое. Личные вещи Александра Исаевича довоенной поры почти не сохранились, потому что у него была очень сложная жизнь: дом, в котором он жил в Ростове, разбомбили, его мать умерла в 1944 году, когда он был на фронте. Но удалось сохранить самые ранние рукописи - юношеские, даже детские.

В последние десятилетия быт изменился грандиозно, но все привычки Александра Исаевича коренились в первой половине ХХ века. Когда он начинал свою писательскую жизнь, не было не то что компьютеров, но даже электрических пишущих машинок, сама бумага была большой ценностью. Пока глаза позволяли, Александр Исаевич писал мельчайшим, как луковые семена, почерком, часто с двух сторон листа - даже во времена, когда можно было купить уже тонны бумаги. Любил писать короткими карандашами и дописывал их, пока пальцы держали. Вообще, любил и ценил канцелярию.

в: В 2009 году исполняется пятнадцать лет со дня вашего возвращения в Россию. Насколько жизнь ваших детей и внуков сегодня связана с родиной? Удалось ли частично восполнить отсутствие "русского детства", о чем вы иногда говорите, вспоминая жизнь семьи в Америке?

о: К счастью, жизнь наших сыновей и внуков прочно связана с Россией. Хотя мы никогда не давили на своих детей, не говорили, что они должны, обязаны вернуться в Россию, работать для России, любить Россию. Таких проповедей они не слышали. Но двое из наших троих сыновей - старший и младший - давно и абсолютно прочно живут и работают в России. Дети старшего сына родились и растут в России. Средний, Игнат, - музыкант. Его профессия космополитична, он, живя в Америке, ездит по всему миру. Но часто с семьей приезжает к нам, не только на гастроли. Его дети полностью двуязычны, говорят, читают и пишут по-русски, в семье сына за этим пристально следят. Думаю, сыграла роль сама атмосфера в нашей семье, ее дух. Дети видели, что мы живем только родиной, ради родины и в надежде вернуться домой.

в: Александр Солженицын получил Нобелевскую премию за "нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы". В чем, на ваш взгляд, были истоки этой силы? 

о: Источником была постоянная и очень глубокая, до конца жизни его не оставлявшая любовь к России, к русской литературе, которой Солженицын был околдован.

в: Вы очень бережно относитесь к наследию Александра Исаевича, стремитесь, чтобы издавались только "эталонные" тексты. Для этого создан и официальный сайт писателя. Вы сами занимались этим проектом и лично поддерживаете его сегодня?

о: Да, сама занималась и буду заниматься - по крайней мере, теми разделами, в которых представлены непосредственно тексты Солженицына. Пока я делаю все: обновляю события, текущие новости, объявления и время от времени пополняю раздел "Произведения", куда помещаю только "эталонные" тексты. Надеюсь найти помощников - немного, но квалифицированных.

в: По произведениям Александра Солженицына поставлено несколько спектаклей. Один из них - моноспектакль "Случай на станции Кочетовка" в исполнении Александра Филиппенко - можно будет увидеть на телеканале "Культура" в день памяти писателя, 3 августа. Александр Исаевич приветствовал каждую новую версию своих сочинений? Или были какие-то критерии отбора театров, режиссеров, актеров?

о: Александр Исаевич очень настороженно относился к смене жанра и всегда неохотно рассматривал предложения пересказа прозы языком театрального спектакля или фильма. По его мнению, лучший жанр - тот, который выбрал автор. Но два спектакля Александра Филиппенко - "Случай на станции Кочетовка" и "Один день Ивана Денисовича", который сейчас в репертуаре театра "Практика", - это, фактически, театрализованные чтения. Текст там полностью солженицынский. К таким способам выражения своих текстов Александр Исаевич относился положительно.

в: По произведениям Александра Солженицына существуют и оперы: во Франции - "В круге первом", в России - "Один день Ивана Денисовича". Премьера этой оперы Александра Чайковского состоялась в мае этого года в Пермском академическом театре оперы и балета. Знал ли Александр Исаевич о подготовке премьеры? Как он относился к подобным интерпретациям своего творчества? 

о: Да, Александр Исаевич в феврале 2008 года сам дал разрешение на постановку этой оперы. Это был эксперимент, на который он пошел с некоторыми сомнениями, но думаю, он был бы доволен результатом. Я была на мировой премьере оперы. Очень хорошая музыка, укорененная в традиции и одновременно очень современная. К тексту Солженицына подошли очень бережно, но опера не является иллюстрацией к рассказу, родилось новое произведение, которое живет своей жизнью.

в: Телевизионный фильм по роману А.И. Солженицына "В круге первом" - это первое обращение российского кинематографа к произведениям писателя. Может быть, первое - потому что прозу Солженицына некоторые считают "некинематографичной"?

о: Я много раз слышала обратное мнение: она в высшей степени кинематографична. Прозу Солженицына трудно ставить, это несомненно. Но и в "Раковом корпусе", и в "Одном дне Ивана Денисовича", и в "Круге первом", да и в других произведениях действие сгущено и во времени, и в пространстве. Такую прозу как раз очень соблазнительно ставить.

в: Александр Исаевич лично принимал участие в создании экранизации: был автором сценария, его голос - от автора - звучит за кадром, именно Солженицын предложил на роль Глеба Нержина, прототипом которого является он сам, Евгения Миронова. В съемках самого фильма вы с Александром Исаевичем тоже принимали участие?

о: Александр Исаевич написал сценарий, но никакого участия ни в подборе актеров, ни в самой работе Глеба Панфилова мы не принимали. Это было обговорено с самого начала: режиссер должен быть полностью свободен. Когда Глеб Анатольевич принес нам фотографии актеров, прошедших кастинг, Александр Исаевич был поражен, насколько почти все герои оказались похожи на своих прототипов, близки им. Что касается Миронова, это правда. Александр Исаевич предложил Евгения Миронова на эту роль, ведь в облике актера и в облике молодого Солженицына действительно есть много общего.

в: В новом телевизионном сезоне будет отмечаться 100-летие со дня смерти Льва Толстого. Телеканал "Культура" покажет несколько телевизионных фильмов о писателе, телеверсии спектаклей, созданных по его произведениям. Как вы считаете, насколько активно современное телевидение должно участвовать в освещении культурных событий? 

о: То, что такие даты широко отмечаются на телевидении - как отмечали недавно юбилей Н.В. Гоголя, - это в высшей степени положительно. И день памяти Льва Толстого - важнейшее событие для всех нас. Мы подарили человечеству великую литературу. Это единственное, что за нами признают полностью во всех частях земного шара. При этом сами мы все меньше и меньше ценим свое же наследие: сокращаем часы, отведенные на изучение литературы в школе, отменяем сочинение при поступлении в вузы. Мы выращиваем таких гомункулусов из вида компьютерных. Сами по себе цифровые технологии - хорошая вещь, мощный импульс к развитию. Но их нельзя сталкивать с литературой, мы ведь хорошие вещи сталкиваем. В результате неизбежны тяжелые потери. 

Нужно шире пропагандировать культуру, идти не только к тем, кто уже и так "окультурен", но и к тем, кто не имел такой возможности в семье, в школе, там, где жил. Людей, которые внутренне тянутся к культуре, на самом деле очень много. Такой потенциал есть на телеканале "Культура". Мы всей душой приветствовали создание телеканала и его первые шаги, как раз этот канал смотрели с Александром Исаевичем. Без такого канала - погибель, он необходим. Но его задача сегодня - привлечь широкую аудиторию, чтобы "Культуру" смотрело гораздо больше людей. Для этого нужно изобретать новые формы - популярные, но не зазывные, конечно. Может быть, вводить какие-то уроки, новые формы подачи информации. Делать что-то нужно, ведь падение культуры сегодня, снижение уровня школьного образования - огромная проблема. Никто не станет отрицать, что это происходит. Поэтому на канал "Культура" ложится большая ответственность, и возможности оправдать ее у канала есть. Только нужно использовать их максимально эффективно.

Наталья Дмитриевна Солженицына

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе