Не боги горшки обжигают

Бизнесмены из Гаврилов-Яма поставили перед собой цель не только возродить русскую керамику, но и сделать город гончарной столицей России – ни больше ни меньше. 

Мельница со свалки 

В снежных просторах Гаврилов-Ямского района, у села Великого, пустили свои корни «Сады Аурики». В здании бывшей лесопилки московское производственное объединение с таким названием три года назад открыло производство керамики. 

В холодном ангаре хранится глина. Красноватого оттенка – гжельская, самая лучшая, ценится на вес золота. Серая – ярославская. Она для гончарных изделий не очень подходит, но в целях экономии два вида иногда смешивают. 
Экономия тут вообще на грани фантастики. Мельницу для перемалывания глины, например, нашли на свалке. Она старая, ржавая, но ремонту подлежит. И это главное – потому что новая мельница стоит не менее 500 тысяч рублей. А сейчас глину мелют в миксере, который смастерили умельцы предприятия. 

Измельченную глину просеивают, смешивают с водой, отжимают, мнут в глиномялке, чтобы добиться ровной консистенции. Делать это нужно очень усердно, иначе в порах останется воздух и горшок взорвется при обжиге. 

После всех процедур глина должна отстояться три-четыре дня, как говорят гончары – отдохнуть. И уже затем она попадет на круг, на котором превратится в горшки, кувшины и светильники. 

В гончарном цехе четыре круга. Нормы как таковой у мастеров нет, но при хорошем настроении один человек может в день изготовить до 150 горшков! Главный гончар Джамал Болоташвили сейчас занят созданием глиняного панно «Гончар». Трудится уже несколько дней. Работа кропотливая. Когда закончит – разрежет панно на квадратики и будет обжигать. На стене «Гончара» выложат кусками, как кафельную плитку. 

– Во-первых, такой большой объем сложно обжигать, – объясняет Джамал. – А во-вторых, я накладываю глину на дерево, и после высыхания, когда глина даст усадку, а дерево нет, панно треснет. 

Джамал знает о глине все. Он гончар с 25-летним стажем. Учился ремеслу в Грузии, но довелось поработать и в Турции, и в Москве. В Гаврилов-Ям его привез директор «Садов Аурики» Тимур Курбаниязов. 

– Я давно хотел открыть свое производство керамики. Но в Ярославскую область мы попали по воле случая – познакомились с отцом Алексеем из села Великого, – вспоминает Тимур. – Он нас позвал в эти края. 

Новый профиль 

Сначала в «Садах» производили изделия, расписанные исключительно в восточных мотивах. Но умельцами заинтересовался председатель художественного экспертного совета по народным промыслам при областном департаменте промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Александр Алферов. Он-то и предложил коллективу «Садов» попробовать поработать с местной тематикой, отразить в узорах традиционный ярославский колорит. 

Новая тема долго не поддавалась. Тимур нанял профессиональных художников и дизайнеров, поручил им разработку эскизов. Девушки изучали специальную литературу, предлагали идеи, а директор платил им за это зарплату – несмотря на то, что выпуска продукции еще не было. По самым скромным подсчетам, только на разработку «русского колорита» ушло триста тысяч рублей. Но деньги потратили не зря – на горшках появились бабочки, цветочки, листики и ягодки. 

Плоды трудов Курбаниязов повез в Ярославль на художественно-экспертный совет. Его участники – художники, историки и искусствоведы – определяют, действительно ли созданное руками мастера произведение является народным художественным промыслом или это просто красивая, качественно выполненная поделка. 

Из множества предложенных Тимуром изделий специалисты одобрили около двадцати. Их и запустили в производство. Правда, большим спросом все-таки пользуются восточные декоры. Но директора «Садов Аурики» это не смущает. 

– Мы поставили себе стратегическую цель: развивать гончарное искусство, – говорит он. – Вот уже крынки сделали – пока они в состоянии полуфабриката. Будем их обжигать по народной традиции – в молоке. Мы сейчас единственный гончарный цех в России. Есть мастерские, но такого широкого производства, как у нас, нет. 

Гончарная столица 

Курбаниязов признает, что возрождение народного промысла – дело убыточное. Деньги его объединение зарабатывает другими путями – это и литейное производство, и торговля материалами для садоводов. Но однажды, мечтают мастера, рынок оценит их отважный труд. 

– Я надеюсь, что в будущем мы выйдем на самоокупаемость, а позже – и на прибыль, – делится планами Тимур. – А пока что это социальный проект. 

Социальная значимость проекта очевидна и для гаврилов-ямских властей. Когда прошли сокращения на льнокомбинате, руководство района обратилось к Курбаниязову с просьбой устроить людей в «Сады». Не отказал – теперь в цехе работают около семидесяти местных. 

Зарплаты на предприятии одни из самых высоких по району. Больше всех получают гончары. Их в «Садах» холят и лелеют. Готовы бы взять еще людей, но желающих обучаться среди гавриловямцев немного, да и не у всякого получается. 

– Помогаем «Садам Аурики», продвигаем их в Москве, – отмечает Александр Алферов. – Мы задумали сделать Гаврилов-Ям гончарной столицей России. В городе будут проходить фестивали, мастер-классы, праздники ремесел. В общем, я считаю, что «Сады Аурики» имеют все шансы стать для Гаврилов-Яма новым градообразующим предприятием. 

Тимур КУРБАНИЯЗОВ: 
Поездив по выставкам, я сделал вывод – большинство мастеров живут в нищете. У многих даже нет машин – и тащат они тяжелые сумки с изделиями в руках. Прекрасно, когда талант мастера признан, очень прекрасно, когда мастера поддерживает власть, но что дальше? А дальше мы сталкиваемся с реальностью: творческий человек – это не менеджер. Он производит уникальные вещи, но не знает, как их продавать. И в этом ему требуется помощь. 

Екатерина АБРАМОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе