Небольшое село с богатой историей

Раньше центральная дорога к селу Курба проходила со стороны нынешнего тракта Ярославль–Ширинье, но со временем она потеряла свое значение. А ведь когда-то она приводила к центральной торговой площади села, где ежегодно проводились большие ярмарки. Может, люди XXI века проложат по этой дороге новый туристический маршрут. 

Курба – одно из самых больших и древних сел в Ярославской области. Оно расположено на высоком живописном берегу небольшой речки Курбицы и уже издалека узнается по высокой пятиярусной колокольне Казанской церкви. 


Предположительно название села угро-финское и переводится как «чаща», «трущоба». Раньше Курба входила в состав Ростовского княжества и выделилась из него в 1218 году. Свое развитие село получило уже в составе Ярославского княжества, где стало довольно крупным населенным пунктом наряду с такими городами, как Молога, Прозорово, Холопий городок и Романов. Принято считать, что первым владельцем Курбы до 1426 года был князь Яков-Воин, брат Семена Карамыша. 

Историческим свидетельством о существовании села Курба еще в XIV веке является икона «Сергий Радонежский с житием», которая сейчас хранится в Ярославском художественном музее. Она написана во второй половине XVIII века, и основной ее сюжет посвящен битве на Куликовом поле в 1380 году. На иконе изображено «Сказание о Мамаевом побоище», с полным историческим изложением которого мы встречаемся в Никоновской летописи. Там автор описывает события, ставшие переломными в истории Русского государства, а среди участников битвы упоминает легендарного князя Льва Курбского. На прикрепленной снизу иконы доске изображены города и села, пославшие свои рати на Куликово поле. Среди них мы можем увидеть и Курбу. 

До вхождения в Московское княжество Курба являлась наследственной вотчиной князей Курбских, которые вели свое происхождение от ярославского князя Федора Ростиславовича Черного и отличились многими подвигами во время правления царя Ивана Васильевича Грозного. Их правление закончилось бегством в Литву последнего князя А.М. Курбского в 1564 году. После этого село подверглось набегу царских опричников, было разрушено и сожжено, а от каменного терема А.М. Курбского остались одни руины. И по сей день в селе живо предание о событиях того времени. Позднее из остатков княжеского терема была построена церковь Всемилостивого Спаса на погосте Васильевском, который находится на другом берегу реки Курбицы. Именно здесь теперь хранится чудотворная икона Казанской Богоматери. Она была явлена одному сторожу церкви в селе Курба, отчего получила свое другое название Курбской иконы Казанской Богоматери. 

После упразднения опричнины в 1572 году село Курба наряду с другими вотчинами Московского княжества в Ярославском, Ростовском и Романовском уездах было «отписано на государя» и перешло во владение татарским мурзам. На речке Курбице есть место, получившее у местных жителей название «копок», – там находились татарские захоронения. 

Но еще в 1639 году принадлежащая Алею Мурзину часть вотчины села Курба была отдана в поместье дьяку Степану Камынину, а после его смерти царским указом от 24 января 1679 года утверждена за Екатериной Даниловной Кудрявцевой с детьми. От них в 1722 году перешла во владение поручика Гаврила Авдеева Меньшикова, а от него через продажу в 1749 году – жене комнатного стольника Ивана Ивановича Нарышкина и вдове Наталье Александровне Нарышкиной. Другая часть Курбской вотчины от семьи Прокопия Вараксина в 1644 году перешла во владение помещику Богдану Ивановичу Камынину. Наследники помещиков Нарышкиных и Камыниных владели Курбой до 1861 года. 

Также есть известие о селе Курба начала XVIII века. Оно касается переписки святителя Дмитрия Ростовского с великой государыней, царицей и великой княгиней Прасковьей Федоровной, женой царя Ивана Алексеевича, старшего брата Петра I. В одном из своих писем к ней, датируемом 9 ноября 1708 года, Дмитрий Ростовский упоминает об отставном вдовом попе села Курба Давиде, за которого заступилась государыня. 

Одна из самых лучших достопримечательностей села Курба сегодня – Казанская церковь. Она построена в 1770 году на средства Нарышкиных. Это 16-лепестковое центрическое сооружение не имеет внутри себя выраженного алтаря. Его высокий восьмигранный свод исполнен в стиле нарышкинского барокко, который получил широкое распространение на территории Ярославского уезда в XVIII веке. Характерной чертой этого стиля является восьмерик, стоящий на четверике. 

Композиция Казанской церкви отличается своеобразием. Мастера, строившие этот храм, вдохновлялись мотивами столичного барокко и смело сочетали его с традиционными приемами ярославского зодчества XVII столетия. Наружное убранство стен Казанской церкви составляют барочные по рисунку, плоские, с треугольным завершением наличники окон первого яруса и такие же, но с полукруглым завершением – второго. Тот же мотив повторен и в обрамлении всех трех порталов. Ложные окна второго яруса исполняли функцию киотов. В одном из них сохранилось фресковое изображение Николы, которому в храме был посвящен особый престол. 

Интересно и внутреннее убранство храма: 

«…вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана альфреско». Удивительно то, что на одной из фресок сохранилось изображение села Курба конца XVIII века. Несмотря на плохую сохранность рисунка, по нему можно реконструировать тот облик. На переднем плане – сельская площадь, где собралось большое количество народа. За ней, в правом верхнем углу, узнается здание Казанской церкви, рядом с которой стоит шатровая пятиярусная колокольня, выстроенная в традициях XVII века. И в настоящее время комплекс этих зданий мало изменился, кроме колокольни, которая была перестроена в XVIII веке. На этой же фреске можно видеть, что за церковью вдоль центральной улицы села расположен ряд частных домов. Улица завершается арочными выездными воротами и мостом через речку Курбицу. Уже на горизонте, на другом берегу реки, виднеется комплекс построек Васильевского погоста. Среди них выделяется церковь Всемилостивого Спаса, окруженная со всех сторон кирпичной стеной. 

В Казанской церкви села Курба очень много сюжетов и с изображением пожаров села. Очевидно, это было довольно частым явлением. Становясь в разное время жертвой пожаров, со временем Курба потеряла свое значение крупного административного центра. 

Казанская церковь села Курба сейчас находится в полуразрушенном состоянии, а ее фрески осыпаются. Но если этот православный памятник привлечет своей величественной архитектурой и чудесными росписями, хранящими в себе мир народных преданий, туристов и паломников, мечта о возрождении былой мощи села Курба может стать реальностью. 

Сергей КРЫЛОВ, краевед

Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе