Непреходящая ценность

Россия претерпевает огромные по масштабам изменения. Развитие свободы предпринимательства и демократии побуждает людей к инициативе и творчеству. Нам удалось увидеть многообразие форм, способов, моделей, которые используются участниками культурных преобразований в сохранении, возрождении исторических, природных, культурных памятников, традиций и других ценностей России. Поражает разнообразие и многоцветность процессов в области культуры и творчества, которые идут в нашей стране. Иногда у нас складывалось впечатление, что Россия бурлит культурными проектами, и куда бы мы ни приехали, везде найдем полезный для себя опыт.

ПЕРЕСЛАВЛЬ

Несколько лет назад член нашей проектной группы архитектор Владимир Богородицкий принимал активное участие в разработке комплексной системы охраны бассейна озера Плещеево. Опыт создания и работы Государственного Природного Исторического Национального Парка интересен и полезен. Нами используются некоторые подходы, в том числе методология создания Логико-структурной схемы развития территории ГПИНП "Плещеево", ряд других моделей. В дальнейшем планируются встречи с руководством Национального Парка, на которых мы сможем познакомиться с опытом, проблемами и особенностями работы ГПИНП.

Город Переславль сегодня многие называют Московской Швейцарией. Статус Государственного Национального Парка дает гарантии успеха в реализации культурных проектов, увеличивает поток туристов, возбуждает предпринимательский и творческий интерес местных жителей. В результате такой статус дает толчок инициативам, которые не требуют больших капитальных вложений, бюджетного финансирования.

Создание туристического комплекса у "Ботика Петра I": вначале построено кафе, затем привлекающие внимание туристов домики, сейчас открыт придорожный Отель. В результате круглогодичный цикл, сотни туристов, перспективы развития. Создается почва для культурных, творческих проектов. И вот уже рядом, в д. Веськово, руками энтузиастов организуется музей "Дом чайника", а еще ближе в самом городе "музей Утюга" Андрея Воробьева. И это не последний проект. У стен монастыря на территории огорода местный художник создает выставку-галерею современного искусства по принципу "использовать все, что под руку попадет". События в Переславле не оставляют равнодушными и специалистов, и простых посетителей, высказываются различные оценки и суждения: это и дает основания считать Переславль сильным ресурсным центром развития культурных и творческих инициатив.

СУЗДАЛЬ

В наши дни город Суздаль являет собой удачный пример умелого распределения функций прав и обязанностей между государством, местной властью и местными жителями. Статус "Города - музея" начинает давать свои плоды. Государственными организациями в свое время заложены основы для творческого, культурного предпринимательства, которое сегодня и встает в полный рост. Отметим только несколько наиболее примечательных для нас фрагментов.

1. Развитие мини-гостиниц. Нам удалось выяснить, что на время осени 2003 года в городе приемом на ночлег занимается более 150 семей, сдаются туристам от одной комнаты до целых домов. Достаточно высокие цены позволяют предпринимателям накапливать средства на развитие. Свидетельством тому является активное строительство небольших деревянных домов, мини-гостиниц в русском стиле.

2. Практически все жители в разговорах с нами вспоминали "Праздник Огурца". Этот праздник становится Событием, которое длится один день, а энергии дает на весь год. Хороший пример силы Культурного События.

3. Примером для подражания служат дома и улочки Суздаля. Чувствуется, как местные жители, осознавая, что живут в городе-музее, относятся к своим жилищам как к культурным ценностям. Уникальная резьба, аккуратные палисаднички, многообразие красок - все это делает местных жителей участниками культурного развития города, поддерживает и развивает самобытное мастерство умельцев. Уверенные в том, что на их месте не начнется многоэтажное строительство, местные мастеровые находятся в постоянном творчестве и даже соревновании, кто лучше сделает.

4. Еще одним интересным событием для Суздаля стало открытие оздоровительного комплекса "Горячие ключи". Это бизнес-проект: вложены приличные деньги, которые окупаются. Надо отметить, что предпринимателям удалось почувствовать общий дух города, поднять культурные, творческие ресурсы. В основе этого проекта возрождение старинной традиции - Русской бани. Комплекс был рассчитан на приезжих, в первую очередь московских туристов. Исходя из этого, установлены высокие цены. Неожиданностью для организаторов было то, что местные жители стали активными посетителями русских бань, которых в комплексе девять штук. Это удивительно: у большинства жителей есть свои бани, а доходы многих горожан официально находятся ниже прожиточного минимума.
{mospagebreak}

УГЛИЧ

В Угличе активно идет культурное развитие. Летом город становится местом высадки иностранного туристического десанта с теплоходов, что является стимулом предпринимательских и торговых начал для многих горожан. Дом водки, Музей куклы, Музей тюрьмы, Дом мифов и суеверий привлекают внимание туристов. Мы особо выделили как интересный опыт создания в собственном доме "музея колокольных звонов". Папа, мама и дети проводят сценическое представление, где очень гармонично сочетаются и звон колокольчиков, и пение песен, и экспозиция, посвященная истории Углича. Родители занимаются этим в свободное от работы время. Хороший пример культурного проекта, осуществляемого без финансирования, на чистом энтузиазме семьи. Туристические организации сами выходят на организаторов этого музея, так как туристам нравятся живые неформальные программы.

МЫШКИН

В деле Возрождения городов через Культуру международная практика знает много примеров, когда забытые, кризисные города и районы возрождались благодаря культурным и творческим проектам. Мышкин является таким уникальным примером. Еще более уникальным является то, что это стало примером. Еще более уникальным является то, что это стало возможным благодаря воле и усилиям одного человека: В. А. Гречухина. Полезным примером служит и то, что совокупный эффект от этой работы во много раз превышает те материальные средства, которые вложены в это дело. Можно сказать, что сделанное сделано без денег, хотя именно это позволило и позволяет зарабатывать моральные и материальные дивиденды всем участникам процесса: и местной власти, и наиболее предприимчивым местным жителям. Сам же инициатор и автор проекта по-прежнему сидит за механической печатной машинкой и пишет книги. Сегодня в Мышкине работает несколько музеев, десятки домов стали мини-гостиницами, и каждая хозяйка старается предложить туристам что-то еще кроме комнаты для жилья. Русская баня, вкусная еда из печки, рукоделия и ремесла - все это открытие культурных ресурсов города. Более 200 тысяч туристов в год - результат работы в 2004 году - создает хорошие перспективы для развития. Вызывает особый интерес публики "оживление" памятников истории. Запомнилась нам кузница, а в ней настоящий кузнец Саша, живой огонь, раскаленный метал, старинный горн. Увиденное запоминается надолго.

Туристы и специалисты-музейщики по-разному относятся к музею Мыши. Бесспорно то, что о нем знают сегодня тысячи жителей планеты. Этот музей положил начало музейного ажиотажа в городе. Какие только проекты не реализуются сегодня, а планы еще грандиозней. Не далеко то время, когда в Мышкин придут инвесторы, появится туристическая инфраструктура, начнется активная реставрация и ремонт памятников истории и культуры. Наша группа отмечает, что опыт Мышкина является ярким примером Возрождения города с помощью культур ного проекта. Что это дает?

Первое: Такие проекты реализуются без больших капитальных затрат и в свою очередь привлекают инвестиции, то есть освобождают бюджет от безвозвратных вливаний, переводя задачу возрождения города в плоскость "выгоды", т.е. в плоскость инвестиционной привлекательности территории.

Второе: Такие проекты реализуются при активном участии и поддержке местных жителей. Решаются задачи принятия и поддержки решений Власти, инициативы состоятельных инвесторов, создаются рабочие места, и наконец людям становиться по настоящему дорого прошлое, история, культура, традиция. В таком единении складывается творческая атмосфера в целом городе. Власть и жители становятся единомышленниками.

ТУТАЕВ

Основные культурные преобразования Тутаева еще впереди. Остановимся на примере только одного культурного проекта, реализованного в этом городе. Около десяти лет работает филиал Ярославского Художественного музея "Дом банкира". Такая модель культурных преобразований полезна, когда на территории, требующей творческих преобразований, используются опыт и ресурс известного учреждения культуры. "Дом банкира" интересен и тем, что в нем сделана попытка показа фрагментов деятельности и быта банковского учреждения и его служащих. Примечательно и то, что музей развернул свои экспозиции на месте, где ранее и был создан один из первых провинциальных банков. История предпринимательства, промышленного развития России в XVIII - XIX веках имеет огромный ресурс, который еще предстоит осознать и "оживить".

{mospagebreak}

КАРГОПОЛЬ

В этом старинном северном городе идет активное развитие культурного, этнографического туризма и этому есть все основания. Сюда не дошла индустриальная эпоха, здесь сохранен дух времени прошлых веков. Деревянные дома являются памятниками истории и архитектуры и жилищем людей. Вдоль реки мы насчитали около двадцати купален-полоскален, и это при том, что стиральные машины есть в каждом доме.

Каргопольский край можно назвать музеем под открытым небом, который раскинулся на огромных северных просторах. В туристических маршрутах и экскурсиях для посещения предлагается около двух десятков населенных пунктов. В этих деревнях идет активный процесс возрождения старинных ремесел и промыслов: резьба и роспись по дереву, плетение из бересты и дранки, гончарный промысел, глиняная игрушка, бондарное дело, ткачество полотенец, поясов, дорожек, лоскутное шитье, вышивание, кружевоплетение, прядильно-вязальный промысел, пряничное дело (тетерки, козули), кожевенно-овчинный, скорняжный промысел; традиционное судостроение; кузнечный промысел. Где-то возрождение еще только начинается, а в Центре народных ремесел "Берегиня" работа идет без выходных. В классе ткачества стоят четыре ткацких станка, желающих обучаться много, станков для всех не хватает. Лепка, рукоделие, художественные промыслы - идет большая работа, все это показывается посетителям, тут же садись, пробуй сам: дадут и полепить, и порисовать, тут же покупаешь изделия более опытных мастеров.

Раньше посуду делали из глины, а из остатков тут же лепили детям игрушки. В Каргополе помнят и чтут эту традицию. Каргопольскую глиняную игрушку знают и взрослые и дети. Потомственные гончары и игрушечники Шевелевы создали из родительского дома музей - мастерскую. Семейные фото, предметы жизни и быта, здесь же Валентин Дмитриевич Шевелев дает урок гончарного искусства.

В начальной школе-музее в Лядинах сами дети проводят экскурсии: это и школа, и музей, и мастерские, где идет работа на ткацких станках, осваиваются все виды рукоделия и ремесла. Уже два года ребята вместе с преподавателем и организатором музея сами выращивают лен, теребят, делают пряжу и из нее ткут полотно.

Постепенно предпринимательский интерес к туризму захватывает все большее число жителей Каргопольского края. Кто-то приглашает на постой, кто-то ремонтирует баньку для гостей. Сами каргопольцы предпочитают мыться в банях "по-черному". Более молодые семьи хотя и имеют свои бани "по-белому", стараются мыться у родителей в настоящих банях, дедовским способом. Берегут местные мастера традицию деревянного зодчества, не случайно их приглашают строить дома в Норвегию, Финляндию, Германию.

Каргополье являет собой хороший пример, когда местные власти, жители, предприниматели объединяются вокруг туристического сервиса, который несет деньги в этот край. Это позволяет жить и развиваться району, сохранять исторические памятники и возрождать традиции без капитальных затрат, при активном участии местных жителей, которые начинают гордиться своим городом и его историей. Каргополь - это яркий пример возрождения территории через культурные проекты.

РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ "ШУВАЛОВКА"

Это коммерческое предприятие индустрии развлечений. Искусствоведы и культурологи могут сказать, что это "кич". Организаторы проекта скорей всего не будут против этого возражать. Этот проект профессионально "раскручен": информация о Шуваловке размещена на многих сайтах интернета, уличной рекламе Санкт-Петербурга и в других местах. Комплекс находится в 30 километрах от Санкт-Петербурга, по дороге на Петергоф. Рассчитан на обслуживание туристов и жителей города, которых на момент нашего посещения (суббота, февраль) было большинство. Все постройки выполнены из дерева в виде теремов древней Руси. Особо хочется отметить наиболее интересные моменты.
- Пользуется большой популярностью открытый каток, с прокатом коньков, заточкой и раздевалкой;
- Привычные бесплатные небольшие деревянные горки идут нарасхват по цене 20 рублей 4 спуска, тут же прокат "каталок". Такой подход позволяет содержать работников, которые и за порядком следят, и детям помогают, и от травм уберегут;
- В красивом, резном тереме разместилась небольшая гостиница, рассчитанная на людей обеспеченных;
- Огромных размеров трапезная имеет ресторан и большую чайную. В чайной может поместиться до 300 человек одновременно. Гостей встречает огромный самовар, а к столу подают пирожки с разными начинками;
- Дом традиции. Зимой его наиболее яркая функция "Дом Деда Мороза", где идет заказ и получение подарков, посылок, поздравительных телеграмм от Деда Мороза, здесь же ремесленная лавка. За стенкой игры и забавы: и платные и бесплатные, народу много, не протолкнуться. На втором этаже горница, где проходят фольклорные программы в атмосфере старинной избы;
- Дом ремесел - большая лавка изделий художественных промыслов и ремесел. Есть все. Кроме того, в одном уголочке детки раскрашивают матрешек, мама в это время может выбирать покупку, в другом закутке дочка вместе с мамой делают куклу, а помогает им добрая бабушка;
- Дом гончара - это и лавка, и мастерская. Мастера учат желающих лепить игрушки, крутить горшки, потом после обжига можно забрать сделанное собственными руками с собой. Дом кузнеца работает по той же схеме;
- Большая стоянка для машин, живой медведь, скульптуры из льда, коробейники и заманихи создают атмосферу комфорта, веселья и праздника.
Отметим: посетители в основном приезжают семьями, с детьми.

Вестник ЯРОО ВРКТ ''Петропавловкая слобода''

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе