Новый «Ежик в тумане» появится без помощи питчингов

Деньги на авторскую анимацию будет распределять экспертная комиссия Минкультуры

Система открытых презентаций (питчингов), которую с 2013 года стали практиковать Фонд кино и Министерство культуры, не будет распространена на авторскую анимацию, сообщил «Известиям» глава департамента кинематографии Вячеслав Тельнов.

Кадр из мультфильма «Ежик в тумане»: kinopoisk.ru

— В Министерстве культуры считают, что питчинги целесообразно проводить только для полнометражных анимационных фильмов, — подчеркнул глава департамента.

В 2014 году будет сохранено существующее распределение полномочий: Министерство культуры России отвечает за финансирование авторских, детских короткометражных анимационных фильмов, циклов и сериалов, тогда как вопросами финансирования полнометражных анимационных фильмов занимается Фонд кино, который «в обязательном порядке проводит питчинги для проектов, которые претендуют на получение субсидии на производство».

Какие проекты авторской анимации достойны получения государственной поддержки в 2014 году, как и ранее, будет определять экспертная комиссия Министерства культуры, в которую входят продюсеры, режиссеры, прокатчики, представители телеканалов, демонстрирующих анимационные фильмы, а также представители департамента кинематографии.

На пресс-конференции 12 февраля министр культуры Владимир Мединский пообещал, что в 2014 году не менее 15% всех бюджетных средств, выделяемых на поддержку кинематографии, будет отдано в распоряжение Министерства культуры на развитие анимации.

То, что система питчингов не в состоянии объективно оценить потенциал авторского анимационного проекта, «Известиям» подтвердили представители анимационной индустрии.

— Фестивальный, авторский мультфильм, пока он не снят, бывает очень сложно представить на презентации, им трудно произвести впечатление, — полагает программный директор Большого фестиваля мультфильмов Мария Терещенко.

— Аниматоры — это люди, которые годами сидят за столами и просто не способны что-либо доказать. Они могут нарисовать и показать, но не защищать свой проект, — утверждает Валентина Хижнякова, генеральный директор екатеринбургской анимационный студии «А-фильм», на счету которой 200 российских и международных наград.

При этом кинематографисты считают, что негоже отказываться от такого завоевания питчингов, как «прозрачность».

— Система экспертной оценки может быть очень эффективна, но только при условии, если она прозрачна и открыта и если экспертный совет достаточно компетентен, — отмечает Мария Терещенко.

Лауреат Берлинского кинофестиваля, преподаватель школы-студии «ШАР» Иван Максимов предлагает решительное преобразование экспертной комиссии и ее полномочий.

— Она должна полностью состоять из уважаемых творцов и кинокритиков, и пусть именно они, а не чиновники, определяют, какой проект достоин финансирования, — считает режиссер.

В том, что системе необходимы глобальные изменения, уверен Юрий Норштейн, создатель легендарного «Ежика в тумане», однако деятельность экспертных комиссий, по мнению режиссера, — лишь малая часть того, что должно быть сделано.

— Проблема российской анимации не столько в недостаточности финансировании, сколько в его неадекватном распределении. У нас не подрастает смена старшему поколению. Нет новых подлинных режиссеров, за небольшим исключением. Нет обещанных курсов мультипликаторов, это всё откладывается из года в год, — резюмирует режиссер.

По информации «Известий», Минкультуры намерено следить за качеством освоения своих субсидий и готовит соответствующие распоряжения по этому поводу. Если автор, обратившийся в Минкультуры за субсидией, уже брал деньги у государства и сделал на них фильм, ему предстоит показать его экспертной комиссии, которая даст рекомендацию чиновникам по поводу дальнейшего финансирования. Этот вариант действует в случаях, когда фильм не подтвердил свое качество успешным прокатом или призами на фестивалях.

Эта новация совпадает с чаяниями кинематографистов. Тот же Юрий Норштейн в беседе с «Известиями» заметил, что «снимается множество фильмов, на которые тратятся бюджетные деньги, но никто эти фильмы не видит. Есть галочка, что фильм снят. И больше никого ничего не волнует».

Механизм государственного финансирования анимации уже не раз подвергался критике. Общественный резонанс вызвали события лета ушедшего года, когда заслуженный режиссер, лауреат «Золотой пальмовой ветви» Гарри Бардин был оштрафован, так как из-за болезни не смог вовремя закончить мультфильм «Три мелодии», частично финансируемый Министерством культуры. Другой автор — лауреат премии «Оскар» Александр Петров, который уже давно вынашивает проект полнометражного анимационного фильма, по существующим правилам, скорее всего, вряд ли сможет рассчитывать на финансовую помощь государства.

На вопрос о возможности упрощенной процедуры утверждения проектов для уже зарекомендовавших себя режиссеров департамент кинематографии, ссылаясь на постановление правительства Российской Федерации о выделении субсидий и приказ Минкультуры России об организации работы по выделению субсидий на кинопроизводство, ответил, что «никаких особых условий для заслуженных деятелей искусств по сравнению с другими кинематографистами не предусмотрено».

Николай Корнацкий

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе