Одинокий голос человека

Перед Новым годом стало известно, что кинорежиссер Александр Сокуров встретился с премьер-министром Владимиром Путиным. Сокуров несколько принужденно рассказал об этом визите во время передачи Владимира Познера на «Первом канале». Оказалось, что причиной этой встречи, инициированной самим Сокуровым, была его озабоченность результатами строительного бума в Петербурге.

 



Позиция Сокурова проста: историческая часть Петербурга есть высочайшее архитектурное достижение России, требующее полного сохранения. Следует объявить мораторий на строительство в городе до разработки градостроительной политики, в полной мере учитывающей культурную ценность города в целом. 

Эта позиция была выражена в письме, подписанном деятелями культуры, в том числе и Сокуровым, и отправленном в Совет Федерации и в Государственную думу РФ в прошлом году. В нем изложена практическая программа действий для властей Петербурга, буде они озаботятся сохранением своего города. Но никакого ответа, разумеется, не последовало. 

В письме изложены меры градостроительного регулирования. В отсутствие таковых ответственность падает даже не столько на застройщиков, цели и желания которых всегда одинаковы, сколько на людей, считающихся профессионалами. Однако приходится согласиться с Сокуровым, когда он говорит: 

«Вот эти странные люди, которых у нас называют архитекторами, это люди, у которых нет никакой — ни гуманитарной, ни прочей — программы и задачи, и самочувствования никакого». 

Современная русская архитектура в своей подавляющей части лишена всяких следов социальной ответственности, гуманистического пафоса, какой-либо позитивной идеологии, кроме собственно идеи возведения сооружений. Можно привести массу объяснений, почему в среде наших архитекторов так ничтожно мало идеалистов, так не хватает ответственных за свои действия людей, настолько редки чувствительные и тонкие натуры. Но эти оправдания нисколько не исправят положение. 

Архитекторы замкнулись в касту, изолированную от общества, с одной стороны, верой, что их искусство недоступно пониманию простых смертных, а с другой — тем обстоятельством, что люди этой профессии нисколько не чувствуют себя чем-либо обязанными обществу. Их заказчик теперь всегда капитал — будь то частное лицо, корпорация или госбюджет, который тоже редко озабочен социальными вопросами. 

И оказывается, что борьбой за сохранение нашего главного архитектурного достояния занимаются актеры, музыканты, писатели, реставраторы, но не те люди, для которых естественной средой обитания мысли должна быть русская архитектура. А самые высокие, самые строгие требования к текущему состоянию архитектуры, которые следовало бы сформулировать архитектору, публично высказывает один из ведущих русских режиссеров.

OpenSpace.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе