Ой ты Порушка -­Параня

Врач-кардиолог Нина Павловна Кузнецова в этом году отметит 50-летие своей трудовой деятельности, из них 45 лет она трудится на городской станции скорой помощи. Член бригады интенсивной терапии, она и сейчас продолжает работать. И все эти годы Нина Павловна с большим интересом занимается краеведением, народными обрядами, фольклором, изучением русских дворянских родословных, среди которых центральное место отведено роду Шереметевых.

Из лесочку я коровушку гнала…
Шереметевы и особенно судьба крепостной актрисы и певицы Прасковьи Ковалевой – Жемчуговой – Шереметевой заинтересовали Нину Павловну Кузнецову еще в детстве. Ее бабушка Александра Дмитриевна, из дворянского рода Капустиных, жила в деревне Горлово – это на речке Сить, рядом с бывшей вотчиной Шереметевых и теми местами, где росла Прасковья Ковалева. Родители привозили Нину к бабушке на летние каникулы. Однажды они пошли в лес за малиной и, собирая ягоды, бабушка запела песню о крестьянской девушке, которая впоследствии стала графиней: «Вечор поздно из лесочку я коровушку гнала. Лишь спустилась к ручеечку возле нашего села: вижу – барин едет с поля…» Особенно девочку поразили слова: «Ты родилася крестьянкой, завтра будешь госпожой!» Уже потом, став взрослой, Нина узнает о романтической любви графа Николая Петровича Шереметева к крепостной актрисе его театра и о том, что вопреки сословным различиям оба они были до конца верны своей любви, несмотря на пересуды и усмешки.
Народная песня­баллада о ярославской крестьянке­графине, запавшая глубоко в душу маленькой Нине, отозвалась эхом на ее собственной судьбе и стала путеводной звездой ее жизни.

Правильный выбор
Нина училась в школе №36 и занималась в краеведческом кружке «Юный историк» у легендарного учителя Виктора Сергеевича Латышева. Кружковцы путешествовали по Ярославской области, знакомились с памятниками истории и культуры своей малой родины. Были у них и экскурсии по историческим местам, связанным с родом Шереметевых. Именно тогда Нина начала изучать жизнь Прасковьи Ковалевой – Жемчуговой. А когда повзрослела, стала сама искать ответы на вопросы. Где родилась будущая графиня Шереметева? Как ей удалось стать дворянкой? Нина Павловна посетила множество мест, беседовала с 80 – 90­-летними старожилами – очевидцами давно минувших дней. Добралась она и до Березина, что в 15 километрах от Большого Села, нашла то место, где стоял дом кузнеца Ковалева. Как же приятно была удивлена Нина Павловна, узнав, что рассказы о Прасковье Жемчуговой передавались из поколения в поколение и до сих пор живы в селе.
Когда встал вопрос о выборе профессии, Нина Кузнецова поступила в медицинский институт и сразу решила, что по его окончании будет работать врачом «скорой помощи». И она им стала, единственная на курсе! Случайно ли?
– Нет, конечно, – говорит Нина Павловна. – В Москве на Сухаревке есть знаменитая больница скорой помощи и травматологии имени Николая Склифосовского – это бывший Странноприимный дом, построенный Николаем Петровичем Шереметевым по завещанию Прасковьи Ивановны. Она много помогала людям, была человеком милосердным. Странноприимный дом с больницей и богадельней, счетом для приданого бедным невестам, для пособий обедневшим ремесленникам был центром благотворительности. Потому я и выбрала специальность врача «скорой помощи».

Главное – спасение людей
Нина Павловна занялась интенсивной терапией. Нередко ей приходилось помогать больным, находящимся на грани жизни и смерти. Скольких человек спасла она после внезапной остановки сердца – не счесть. В составе бригады интенсивной терапии Нина Павловна работала и на пожарах, и при утечках бытового газа, и в других аварийных ситуациях. А случившаяся в Ярославле в 1988 году страшная авария оставила у Нины Павловны след на всю жизнь. Тогда в ночь на 1 февраля при подъезде к железнодорожному мосту через Волгу сошли с рельсов три цистерны с ракетным топливом – гептилом. Одна из емкостей разгерметизировалась, и из нее стала вытекать ядовитая жидкость. Утром на место аварии выехала бригада интенсивной терапии, в ее составе находилась и Нина Павловна.
– Когда мы приехали, возле опрокинутой цистерны с вытекающей жидкостью образовалась большая лужа, – вспоминает Нина Павловна. – Люди, охранявшие место аварии, надышались парами гептила и стали падать в обморок. Мы на носилках относили их в здание общежития. В это время люди шли мимо лужи на работу, на шинный завод. Они разносили яд на своих подошвах. Необходимо было эвакуировать жильцов общежития. Бригады «скорой помощи» развезли по больницам 200 человек. Мы дышали парами гептила, но тогда об этом не думали. Главным для нас было спасение людей.
Ликвидаторы аварии работали практически без химзащиты. Все они получили тяжелые заболевания от отравления ядовитыми парами гептила. Нина Павловна боролась с недугами, очищала свой организм от яда, всячески поддерживала ослабленный иммунитет и вернула себя к жизни.

Семейный ансамбль
Смолоду Кузнецова любила фольклор, участвовала в художественной самодеятельности. В поездках по Шереметевским местам она собрала множество народных песен, обрядов. А когда скопился солидный репертуар, создала семейный ансамбль, в который вошли сестра, дочь и внуки – двойняшки Петр и Екатерина. Детишек так нарекли не случайно. Петя родился первым, отсюда Петр первый, а Катя – следом, поэтому Екатерина вторая. Назвали ансамбль «Порушка» – от имени Прасковья. Каждое выступление семейного коллектива – это яркое эффектное действо с народными песнями, костюмами, обрядами. С «Порушкой» часто выступал фольклорный ансамбль «Русская песня» под управлением Марии Яковлевой. Представление всегда начиналось песней «Вечор поздно из лесочку я коровушку гнала» и сопровождалось рассказами Нины Павловны о жизни своей любимицы – Прасковьи Жемчуговой.
Выступления «Порушки» всюду вызывали неизменный интерес. А однажды на Днях ярославской культуры в Москве Екатерину вторую отметила сама Валентина Терешкова.
Ансамбль был не только семейный, но еще и «докторский», ведь дочь Нины Павловны тоже врач «скорой помощи». Внуки Кузнецовой выросли, и теперь они учатся в медицинском колледже.

По сугробам через овраг
Первым из зарубежных Шереметевых, с кем познакомилась Нина Павловна, был живущий во Франции Петр Петрович Шереметев, архитектор, меценат, ректор Парижской русской консерватории имени Сергея Рахманинова. Знакомство произошло в 1991 году и было весьма необычным. Однажды утром, собираясь на конференцию медиков, Нина Павловна услышала по радио, что в Иваново приехал граф Петр Петрович Шереметев. Ни минуты не колеблясь, вместо конференции она решила ехать в город невест. Примчалась на вокзал, но «ситцевый» поезд уже ушел. Кинулась на автовокзал, а там билетов на автобус нет. Что делать? Какая­то женщина посоветовала ехать в Кострому, а оттуда в Иваново. Кузнецова так и сделала. Добралась до города, в котором никогда не была, уже в сумерки, стала спрашивать у прохожих, где находится гостиница для иностранцев. Те пожимали плечами, наконец кто­то показал на сверкающее вдали здание. Чтобы добраться до него, нужно было либо долго ехать на трамвае, либо идти напрямую через большой овраг. Конечно, прямиком! И вот по сугробам, а был декабрь, впотьмах она пересекла овраг. В гостиницу ухитрилась пройти, примкнув к иностранной делегации. Петра Петровича на месте не оказалось. Горничная сказала, что он вот­вот должен прийти за вещами, у него куплен билет на поезд. И вот он появился: в сером элегантном пальто с пелериной, в сапогах канареечного цвета. Облик, манера держаться, говорить – все выдавало в госте из Франции аристократа. Граф торопился на поезд. Нина Петровна подошла к нему, сказала, что приехала из Ярославля, с родины Прасковьи Жемчуговой. Он был ошарашен и, забыв про поезд, стал рассматривать собранные Кузнецовой материалы о Шереметевых, обещал приехать в Ярославль.
Так было положено начало дружбы с русским парижанином. В 1995 году он приехал в Ярославль, посетил родину своей четырежды прабабушки – селение Березино. Местные жители встретили барина радушно, прокатили на тройке, накормили дорогого гостя горячими деревенскими щами, подарили сувениры.

Шереметев-центр
Петр Петрович стал покровителем созданного в нашем городе Шереметев­центра, названного в честь легендарного генерал­фельдмаршала Петровской эпохи Бориса Петровича Шереметева, того самого из пушкинской «Полтавы»: «…И Шереметев благородный, и Брюс, и Боур, и Репнин…» Нина Павловна Кузнецова возглавила центр, вокруг которого объединились художники, поэты, фотографы, музейные работники, искусствоведы, поставившие своей целью увековечить память славного рода. Именно они стали первопроходцами в исследовании малоизученного историко­культурного наследия бывших шереметевских владений на территории Ярославской области. «Шереметевцы» занялись просветительской деятельностью. Они устраивают конференции, выставки в российских городах и за рубежом, ездят на праздники в Останкинский дворец­музей, на Шереметевские чтения в Санкт­Петербург. Излюбленным местом для проведения фольклорных праздников стало Березино – родина Прасковьи Жемчуговой. В ее честь там даже установили памятный знак. И в селе Вощажникове, бывшем владении Бориса Петровича Шереметева, появился гранитный камень­валун в память о генерал­фельдмаршале, внесшем свою лепту в многие военные победы.

Городские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе