Песня о судьбе

"С Высоцким произошло то же, что с Зощенко: сдвиг от массовой аудитории в сторону более элитарной..."

В День памяти Владимира Семеновича Высоцкого с Владимиром Новиковым, автором нескольких книг о жизни и творчестве выдающегося поэта, певца и актера, беседует Дмитрий Стахов.


"Русский журнал": Владимир Иванович, как вам, человеку, хорошо знающему жизнь и творчество Высоцкого, кажется - насколько нынешний, условно говоря, сложившийся в общественном сознании образ Высоцкого соотносится с его реальным образом? Произошла ли все-таки мифологизация этого образа?

Владимир Новиков: Владимир Высоцкий сам по своей натуре был жизнетворец и мифотворец. И в этом он сходен с литераторами Серебряного века. Он и в поэтике своей причастен к авангардно-футуристической линии. Высоцкий работал в том же русле, что и поэты Серебряного века. Он, несомненно, творил миф о самом себе. Однако само слово "миф" - слово двусмысленное. Оно имеет положительное значение и отрицательное. Отрицательное - это когда человек придумывает, лжет о себе. Так, например, творили миф о себе поэты-шестидесятники. Будучи индивидуалистами, гедонистами, жадными до жизни людьми, стремившимися в первую очередь к индивидуальному успеху, они осознанно или неосознанно изображали из себя страдальцев за народ, политических трибунов. И это все рано или поздно обнаружилось. В этом их вина или беда, теперь уже и не важно. А бывает миф как создание символа, когда отбрасывается случайное и акцентируется наиболее значительное. В этом смысле Высоцкий и творил миф о себе, изображая себя и осужденным зэком, и моряком, и альпинистом, и лошадью-иноходцем, которая скачет иначе, чем другие. И он живет (именно - живет) во всем этом удивительном многообразии. Пусть и мифологическом.


РЖ: Но интерес к мифу в наше время возрастает. Почему?

В.Н.: Миф - характерная черта нашего времени. Как никогда высок интерес к личности художника. Жизнь Высоцкого была сложной и трудной, но в ней не было низкого и пошлого. Поэтому сейчас процесс познания его творчества идет параллельно с познанием его жизни, его биографии. Это мифологизированная биография, мифологизированная - еще раз подчеркну - им самим, которая как бы склеилась с его творчеством.


РЖ: Многим известным людям, признавая за ними их таланты и достижения, не прощают их личностных слабостей. Или - пороков. Например: писатель Н., конечно, хороший писатель, но пьянствовал, бил жену. Получается, личная жизнь такого человека слишком тесно связана с его творчеством. Однако в случае Высоцкого ему прощается то, что другим ставится в строку.

В.Н.: Творчество требует огромных физических, психологических ресурсов. Чтобы написать в таких экстремальных условиях 600 песен и стихотворений, без возможности напечатания, с постоянными запретами, сочетая это с работой в театре и в кино, Высоцкий в прямом смысле слова сжигал себя. Он же не в Куршевеле попивал с моделями коньячок. Его слабости сочетались с глубоким страданием. У него было не потребительское отношение к жизни, он себя расходовал. Как говорил Слуцкий, народ грехи прощает за стихи, грехи большие за стихи большие. Это в полной мере подтвердилось с Высоцким. Да, Высоцкий не тот, кому хотелось бы подражать. С кого хотелось бы сделать жизнь. Упаси бог! Но дело в том, что он работал эффективно. Так, как не может работать сейчас наша страна. Как вырваться из сырьевого рабства, как избавиться от коррупции? Мне кажется, что жизнь Высоцкого могла бы послужить примером для тех, кто ответствен за принятие стратегических решений в нашей стране. Он смог сделать так, что все работало, все крутилось, чтобы не просто прожигать ресурсы, как это делают алкоголики и наркоманы, ничего не создающие. Он продолжает так работать и сейчас.


РЖ: То есть, несмотря на его физическую смерть, его творчество помогает, извините за пафосность, многим оставаться людьми?

В.Н.: Людьми не только в моралистическом смысле, но в первую очередь людьми дельными. Вот, например, Каспаров, проигрывая безнадежно матч Карпову, каждый раз, идя на партию, слушал Высоцкого - и в итоге выиграл. Высоцкий дает такую энергетику. Причем самыми разными способами. И через сюжетику, и через уникальное единение с читателем. Причем с читателем и слушателем из самых разных слоев общества. У нас сейчас в обществе те, кто высок в духовном смысле, стоит низко в материальном - и наоборот. Высоцкий дает соединение высокого и низкого не проповедями, а всем строем своего творчества, причем в значительной степени за счет своего удивительного языка. Бродский говорил - от человека остается часть речи. Часть речи Высоцкого в нашей жизни очень велика. У него же почти каждая строка крылата. Взять это, положить на одну чашу весов, а на другую - все то, что внесли в язык и нашу жизнь другие поэты, его современники и ныне здравствующие. Сравнение очевидно.


РЖ: Нынешний проект "Имя Россия", в котором лидирует, как известно, лицо товарища Сталина, тем не менее дает шанс и другим лицам. За Сталиным идут Пушкин, Ленин и - Высоцкий! (Отметим, что Иосиф Сталин лидировал на тот момент, когда было взято интервью. Сегодня, 25 июля, на сайте проекта в голосовании лидирует Владимир Высоцкий - ред.)

В.Н.: Мир состоит, как известно, из черной и белой сторон...


РЖ: Ну это как посмотреть. Некоторые считают, что черного и белого нет вовсе, а есть только полутона...

В.Н.: Возможно, но два полюса все-таки есть. И степень известности создается далеко не всегда хорошими делами. Хорошими делами прославиться нельзя, как пелось в одной песенке... Поэтому для меня лица России отчетливо распадаются на две части: Ленин и Сталин на одном полюсе, разрушители, а на другом - Пушкин и Высоцкий, творцы, созидатели. Они сошлись по абсолютной величине известности. А в обществе есть потребность в настоящих героях. Настоящий герой далеко не всегда хороший человек. Он может быть мифологизированным тираном и настоящим героем для общества. ХХ век - век плохих мифов, мифов в плохом смысле слова. Мифов, которые очень быстро обесценивались или, как в случае Сталина, оказывались живучими. Что же касается Высоцкого, то вне зависимости от того, будет ли он лицом России или нет, его песни никуда не денутся. То есть я воспринимаю процесс выбора этого Лица как процесс позитивный. Мне кажется, что известность Высоцкого строится на его поэзии, на его песнях. В театре его видели немногие, в кино - тоже...


РЖ: Как же? А Жеглов?

В.Н.: "Вор должен сидеть в тюрьме..." Тут не образ самого Высоцкого, а его персонаж. Быть может, это влияет на его популярность, но, мне кажется, роль песен выше. Он недореализовался и в кино, и в театре. А в песнях он был и автором, и режиссером, и актером.


РЖ: Все-таки очень изменилось время. И изменилась аудитория Высоцкого. Вам не кажется, что безвозвратно ушли те благодарные слушатели - итээровцы, научные работники?

В.Н.: Тут с Высоцким произошло то же самое, что было с Зощенко. Произошел сдвиг от массовой аудитории в сторону более элитарной. Когда-то, когда рассказы Зощенко читали с эстрады, он воспринимался как сейчас Задорнов. А теперь Зощенко - автор для тех, кто обладает тонким чувством языка и юмора. Это же происходит и с Высоцким. У него всегда будет своя аудитория, только уровень ее будет все выше и выше. В пользу этого говорит и то, что сложилась настоящая наука - высоцковедение. Я сам участвую во многих конференциях, посвященных его творчеству и жизни, и вижу это отчетливо. И когда готовил свою книгу о Высоцком к пятому изданию, сделал специальную главу о его нынешней, так сказать, жизни. А что касается тех замечательных итээров, о которых Вознесенский говорил: есть русская интеллигенция! - то я думаю, что вопрос о судьбе аудитории Высоцкого - это и вопрос о судьбе русской интеллигенции. Я же принадлежу к тем, кто считает, что этот русский феномен никогда не иссякнет. Он всегда будет возрождаться и возобновляться. Преподавая в университете, я наблюдаю студентов, которые получают духовные ценности, по моему мнению, не от родителей, а от бабушек и дедушек. Родители вкалывали, чтобы обеспечить своих детей материально, думали лишь про курс доллара и про стоимость квадратного метра, а вот духовно их дети обеспечены более старшим поколением. Которое и есть поколение тех, кто составлял аудиторию Высоцкого в 70-е годы. Есть, на мой взгляд, шанс, что интеллигенция возродится - и тогда будет новое прочтение Высоцкого. Кстати, в возрождении интеллигенции мы заинтересованы не только со стороны культуры, но и с социально-экономической стороны. Если мы будем жить правильно, Высоцкий будет жить с нами.

RussianJournal

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе