Пираты ХХI века

19 сентября в президентском зале пресс-центра «РИА Новости» состоялся круглый стол. Представители российской культуры и средств массовой информации обсудили необходимость «антипиратского закона».

Фото: PHOTOEXPRESS

В последние годы проблема защиты интеллектуальной собственности обозначилась в нашем обществе довольно остро. Связано это, конечно же, прежде всего с тотальным проникновением интернета в повседневную жизнь. Многие авторы и исполнители столкнулись с тем, что их права никак не защищены — не секрет, что часто многообещающие фильмы, потенциальные бестселлеры и музыкальные альбомы популярных исполнителей появляются в сети задолго до официального релиза. А если произведения уже поступили в продажу, многие все равно предпочитают бесплатно выкачать их из виртуального пространства, нежели честно приобрести в магазине. В результате творцы, равно как и производители фонограмм и видеопродукции, а также издательства остаются, грубо говоря, «с носом».

В целях борьбы с данной вопиющей несправедливостью правительством принят закон №187 о защите интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях. Однако есть такое понятие — «Российская общественная инициатива», площадка для участия граждан в управлении государством посредством выдвижения интернет-петиций на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Для рассмотрения инициативы требуется 100 тысяч голосов. Так вот, далеко не всем закон о соблюдении авторских прав пришелся по душе, поскольку на соответствующем сайте предложение отменить «антипиратский закон» довольно быстро собрало необходимое число голосов.

О чем же свидетельствует стремление заметной части общества отменить закон о борьбе с пиратством? С воровством, то бишь, — будем называть вещи своими именами. Инициаторы акции считают, что закон блокирует добросовестные сетевые ресурсы, нарушает принцип презумпции невиновности, оставляет широкие возможности для злоупотреблений и вообще заметно перекошен в пользу правообладателей. Но, если разобраться, за этими фразами скрывается банальное нежелание отказываться от «халявы». Дескать, зачем платить, если можно обойтись и без этого?

Однако в правовом обществе сама постановка такого вопроса недопустима. Как остроумно подметил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, принимавший участие в круглом столе, «если предложить не платить за колбасу, такая инициатива соберет 100 тысяч голосов за пару дней». В том-то и дело, что труд творческого человека, по сути, ничем не отличается от труда работника мясокомбината. Но в нашем обществе к интеллектуальной собственности до сих пор не принято относиться с должным уважением. Считается, что раз нечто нельзя съесть, потрогать, запрятать в сундук или холодильник, то и платить за это необязательно. Такой порочный ход мыслей необходимо менять.


Министр культуры В. Мединский

На прошедшем обсуждении лучше и доходчивее всех данную ситуацию обобщил министр культуры Владимир Мединский: «Позиция нашего министерства проста. Если мы исходим из того, что в стране есть частная собственность, то интеллектуальная собственность является таким же частным продуктом. В его создание вкладываются кровь, пот, слезы и жизнь автора, будь то писателя, режиссера, поэта или музыканта. Какое мы имеем право у него это отбирать? Необходимо понимать, что, отрицая частную собственность, мы лишаем автора возможности жить. На авторские отчисления жили Пушкин, Достоевский, Толстой. Сегодня же писатель фактически обречен на нищету, потому что любое его произведение можно скачать в считанные минуты. Если мы хотим, чтобы у нас были кино, музыка, литература — закон об авторских правах необходимо соблюдать».

Денис БОЧАРОВ

Газета "Культура"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе