Постмодернизм и культурное пространство России

Современная ситуация, получившая у нас название "переходного периода", обострила культурные проблемы. Разнонаправленные процессы культурного расслоения и культурной однородности, отмеченные повсеместно, формируют новое отношение к национальным культурам, традициям, прошлому в целом. Для национальных сообществ актуализируется задача сохранения и передачи культурного богатства нации, осознается назначение культуры быть, по словам русского философа П. Флоренского, сознательной) борьбой с мировым уравниванием.

Требует прояснения и сущность конфликта двух типов культур: традиционной, идентифицирующей себя с национальным государством и, вытесняющей ее постнациональной, постсовременной. Опираясь на философско-мировоззренческий анализ широкого спектра кризисных явлений постиндустриального общества, имеет смысл рассмотреть модель постсовременной, или как её чаще называют, постмодернистской культуры, и оценить сё социальный эффект. Это тем более важно потому, что она претендует на роль общепринятого образца.

Немецкоязычный термин "постсовременность" означает буквально то, что следует за современностью. Он тождественен понятию "постмодернизм", чаще употребляемому в искусствоведении. Впервые это понятие было зафиксировано в 1917 году, но широкое использование приобрело в 60-е годы, благодаря работам французского философа Ж. Лиотара. В отечественной литературе явление постмодернизма активно дискутируется последние десять лет как осмысление опыта культурного развития стран Запада. В культурном плане постмодернизм - это рефлексия по поводу художественного авангарда (модерна) 10-20-х годов XX века как эстетического феномена, а также художественная практика распространенная в современной литературе, живописи, кинематографии. Если в 60-е годы постмодернистское миропонимание было актом личного самостояния отдельных представителей культуры, то сегодня это факт массового сознания, не мода, а атмосфера, отрефлексированная философией.

Пафос постмодернизма заключен в противопостав-лении нового общества, современного (модерн), старому, традиционному. Смысл и призвание его в том, чтобы подорвать основания и критерии высокой культуры с присущими ей представлениями о творчестве, духовности, продуктивности. С точки зрения искусствоведов, литературоведов, философов, размышляющих по поводу постмодернизма, ему присущ некий набор ключевых признаков.

1. Тенденция к синкретизму (слиянию) жанров и стилей. Ориентация на работу со вторичным материалом, потребление прежних культурных смыслов. По выражению американского писателя Д.Барта постмодернизм это художественная практика, сосущая соки из культуры прошлого, литература истощения.

2. Общая логика постмодернизма - движение от объективного к субъективному. Происходит дезобъективация культуры, которая фиксирует процесс, отрывочное событие, без отчетливых границ, не входящее в систему.

3. Установка на нарушение чистоты искусства через устранение из него оригинальной творческой личности и смыслопорождающего акта её деятельности. Отсюда не редкость анонимность постмодернистских произведений, в которых идея новизны не связана с идеей творца, а также испарение смысла или наличие кривляющихся смыслов.

4. Коллаж как основная структура постмодернизма усиливает тенденции вторичности, тиражированности, легко технически достижимой в условиях индустриального общества.

5. Ритуальность культурного действа вытесняет все остальные смыслы. Дефицит естественной солидарности в обществе восполняется суррогатами духовной псевдообщности в виде разного рода шоу, хэппенингов, презентаций.

Игровое мировосприятие, предпочтение искусственного естественному, ирония, цитатность, комментаторство, скепсис и табу на проблемы, говорящие о сущности бытия, бравада бессодержательностью, жизнь; воспринятая в облегченном варианте - все это единая постмодернистская установка, его общий знаменатель. Ситуация постмодернизма демонстрирует кризис репрезентации, то есть размывание границ между реальностью и её изображением. Нежелание разделить реальность и произведение искусства приводит к странному результату: мир перестает существовать. Мир есть текст - говорит современный французский философ Ж.Деррида. Мир существует по законам текста, в котором можно произвольно переставлять слова. В рамках этой концепции культура зацикливается сама на себе, становится параллельной действительности. Происходит выход за пределы духовности, что признают сами представители постмодернизма, называющие себя постхудожниками или людьми, занимающимися "не музыкой", "не искусством". Из их творений уходят чувства, дух, душа, остается техника, рассудок, интеллект. Для восприятия таких произведений душа избыточна, достаточно быть носителем интеллекта. "Постмодернизм - феномен перерождения культуры в тектуру. Тектура есть культура человека, потерявшего связь с природой, окруженного искусственной реальностью". В социологическом плане постмодернизм означает перерастание человеческого общества в человеко-машинную социотехническую систему. Среда обитания людей из вещно-событийной становится информационно-знаковой, межчеловеческие отношения приобретают функциональный характер. Над человеком довлеет конструктивизм техники с её предварительной калькуляцией, монтажом, главенством числа, серии. Машинная культура индустриального века накладывает отпечаток на произведения искусства: в архитектуре, живописи виден способ их производства, что создает иллюзию легкости их повторения, рождает соблазн тиражирования.

Философия постмодернизма близка анархизму и ценностному плюрализму. Она освобождает человека от моральных обязательств, от принятия некоторых единых измерений правды, справедливости. Следствием подобной всеядности выступает отрицание абсолютной истины, как не климата. времени, ситуации. Отсутствие такого критерия позволяет принимать все точки зрения, открывая простор для безграничного самоутверждения, на деле не придерживаясь ничьей позиции. В рамках постмодернистского сознания происходит неприятие вечности как традиции, вырабатывается безразличие к метафизическому завету о совпадении истины, добра и красоты, подаренному человечеству античной философией.

Истоки постмодернизма многие исследователи ведут от релятивизма нового времени, периода Просвещения, "философии жизни", в частности ницшеанства. Здесь видят начало безбожного индивидуализма, гедонизма и потребительства, теории прогресса с его оптимизмом относительно искоренения зла в просвещенном обществе. Однако установление границ зла всегда сопряжено с различением добра. Именно в этой процедуре осуществляете" становление личности. Когда границы добра и зла подвижны или стираются вовсе и человек находится в состоянии подлинного плюрализма, личность начинает разлагаться и распадаться. Ф.Ницше и весь европейский нигилизм в фокусе своего внимания держал как раз такого человека: всевозможного, неописуемого, для которого все равно, все едино. Всякий релятивизм, когда он выступает высшим актом веры, как в постмодернизме, означает разрушение не только личности. Философы и социологи с тревогой отмечают деградацию коллективного сознания как кардинальную проблему современного общества. А психологи говорят о сдвигах в индивидуальной и коллективной психике, называя её "любой, всякой". Она лежит в основе хаотического поведения и присуща человеку без устоев, с текучим сознанием.

Подспудность и глубина культурных установок традиционно опирается на стабильные, мотивированные убеждения, сформированные мировоззрением. Главной функцией мировоззрения всегда было сплочение, консолидация общества. Оно давало санкцию на деятельность, поведение и поступки людей. Именно за такие убеждения идет борьба в современной культуре. За первенство и господство между её основными типами с целью воздействия на миропонимание. В сегодняшнем мире принципиально изменился и сам способ принятия ценностей в культуре. В традиционных обществах оно шло через веру и устойчивые социальные институты, какими были государство, церковь, семья. В целом культурные коды базировались на сбалансированной системе стабильных социальных групп, например, крестьянства или аристократии, которые создавали то, что можно назвать культурным каноном. Традиции, наследуемые в рамках канона это не вообще традиции, а освоение, обретение своего, "группового Я". Расширение границ канона мыслилось за счет предков группы, умерших поколений, а также за счет традиций других сообществ, за счет связи с историческим прошлым.

В условиях постмодернистской релятивизации ценностей происходит смятение в области оценок, что вносит элемент социальной анархии в культурные коды. Положение усугубляется переходом монополии на культурное творчество новейшим институтам образования, средствам массовой информации, рекламе.

Постмодернизм накладывает свой отпечаток на ситуацию в экономике, политике, религии, языке, лишая их дисциплины, веры как главного принципа формирования жизненных структур. Так желание иметь дело с необычным языком, экспериментаторство, попытка выскользнуть из традиции, делают постмодернистские тексты косноязычными, невнятными. Обессмысливание человеческой речи это тоже попытка разрушить мир, ибо язык не предмет выбора, а данность, резервуар культуры, к которому необходимо подключиться, чтобы соотнести себя с определенной традицией. Каждый народ, имея сходные пути материального и интеллектуального развития, упрямо сохраняет свой язык, в котором сокрыта его душа.

Напряженные отношения складываются у постмодернизма с христианством. В рамках не о языческой и либерально-агностической культуры трудно совмещать Христа, сказавшего "Я есть истина", с требованием плюрализма, отказавшегося от какой-либо истины. Бог отвергается равнодушием, потерей к нему интереса в постмодернистской идеологии абсолютной oотносительности, что воспринимается как вариант богоборчества, подобный атеизму.

Сегодня питает и поддерживает постмодернизм реальность рыночной экономики, массовая коммуникация, кризис культуры, который был зафиксирован на монреальском культурологическом конгрессе в 1983 году как глобальное явление. Симптомом кризиса названо неудержимое шествие по планете постнациональной, в первую очередь американской массовой культуры. Она несёт с собой засилие в языке унифицированных стандартных форм, девальвацию слова, экспансию жаргонов, культ дробности и быстротекучести телеинформации, деградацию школы, сопряженную с падением авторитета педагогов и усилением влияния анархических субкультур сверстников, жалкие в моральном отношении попытки окультурить секс и насилие. Для этой культуры характерно стремление к деструктивности и аморфности. Она неспособна выполнить конкретные жизненные задачи, бывшие доступными в предшествующие эпохи. В трудах западных социологов она получила название "слабо связанной культуры" (Р.Мерелмэн). Её характеризуют как культуру, снижающую дееспособность человека (Т.Адорно); искривленное древо человечества (И. Берлин); изощренную форму тоталитаризма, так как она способна к репрессивной имплантации своих ценностей и нивелированию других культур (М. Хоркхаймер). Эти высказывания резонируют с определением постмодернизма как новой первобытной культуры, улавливая их общие корни и невысокий потенциал созидания.

Признанными центрами постмодернизма считаются Нью-Йорк и Париж. Здесь сосредоточен круг высокообразованных людей, исповедующих игривость, развлекательность искусства, способных легко говорить на языке разных культур, вырабатывающих идеологию и методологию постмодернизма. На долю остального мира остается удел наблюдать, восхищаться, подражать. Однако есть и другой путь: восстановление традиции как духовный протест против нивелирования самобытных национальных культур. К сожалению, для этой позиции нет соответствующей социальной философии, которая поддерживала бы в общественной среде значимый интерес к подобным проблемам.

Культурное пространство России неоднозначно реагирует на постмодернизм. Разрастание игрового начала в нашем искусстве, прежде всего в литературе, кинематографе, на телевидении, можно принять за знак духовной солидарности с европейской цивилизацией. Симптомом постмодернистских проявлений в отечественной культуре является изощренная рефлексия по поводу сюжетов, персонажей, ситуаций русской классической литературы. В этом плане особенно "повезло" тургеневской "Муму", гоголевской "Шинели". На телевидении существует передача "Тихий дом" С.Шолохова, обозревающая новости кино в усмешистом постмодернистском ключе.

Искусство всегда ставило перед собой задачу претворения хаоса в гармонию. С этой задачей, безусловно, справлялась классическая русская литература в благородных поисках не придуманных чувств, подлинной неигровой жизни. Эта литература убеждает в неустранимости из человеческой души вечных запросов на смысловую истину. Её пафос в воспитательности, устроительности, в традиционном устремлении к ценностям стабильного существования. Героев, исповедующих такую философию жизни, носителей благословенного здравого смысла мы находим у А.Пушкина, Л.Толстого, И.Гончарова, Ф.Достоевского. Наличие русской классической литературы помогает принять идеал традиционной культуры как живой идеал. Вывод о том, что у художников России во многом отличные от западных культурные гены, подтверждается тем фактом, что при наличии экспериментаторства, игры, пародии, в нашей культуре нет цинизма, кощунства. В подтверждение этого можно сослаться на высказывания молодых российских постмодернистов, освобождающихся от иллюзий. Писатель А.Эткинд: "Постмодернизм - цинизм. Я скорее скептик". М.Кантор, известный московский художник: "Я думаю, что весь XX век был страшной мистификацией. Искусство XXI века будет состоять в преодолении этого опыта. Эпоха постмодернизма кончилась искусство возвращается к гуманистическим ренессансным ценностям".

Н.П.Лукина

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе