Правительство одобрило чистку кадров в артистической среде

Законопроект, вводящий обязательную переаттестацию для артистов, работающих на бессрочном контракте, поддержали в Думе.

Театральные деятели обсудили с Мединским новый законопроект в области творческого труда. Теперь артистам и людям творческих профессий придется каждые 5 лет подтверждать свою профпригодность. А что будет с не играющими артистам, не жонглирующими жонглерам и поправившимся балеринам — узнал корреспондент «МК».

Владимир Мединский

фото: Наталья Мущинкина

Согласно законопроекту, выдвинутому Минкультом, всех творческих работников, с которыми договор заключен на неопределенный срок, ждет конкурс, подтверждающий их профессиональную компетентность. Такое испытание предстоит творческим бессрочникам раз в 5 лет, начиная со следующего года. Если артист, работающий по бессрочному контракту, числится в штате учреждения, но не принимает никакого участия в творческой жизни или постановках, то у руководителя есть полное основание для его увольнения.

— Тех, у кого контракт срочный, это не коснется, а остальным придется принять процедуру, — заявил министр культуры Мединский. — Есть, конечно, некоторые исключения. Например, конкурс не проходят актрисы с маленькими детьми или беременные. Но в целом — должно быть общее правило.

Если бы законопроект принимала не госдума, а театральные и прочие культурные деятели, вердикт был бы тем же — одобрено! Директора Большого и Александринского театра, Московской филармонии и театра Вахтангова единогласно поддержали закон о чистке творческих кадров, одобренный сегодня в 1-м чтении.

Валерий Фокин, директор Александринского и по совместительству инициатор такой модели трудовых отношений, считает, что этот шаг не является панацеей от всех бед. По его мнению, всем учреждения культуры давно пора переходить на срочные контракты. Гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов также целиком за. Он считает, что это даже не первый, а второй шаг в этом направлении. Первый сделали в 2000-м, когда вообще разрешили срочный контракт. На вопрос, каково это — вычистить состав, он удивленно отвечает:

— Мы же не сумасшедшие — разгонять труппу. Просто без молодой крови у нас начнется стагнация. 50 человек будут стоять в третьей линии у фонтана, а 50 будут за них отдуваться. Это не дело. Руководители и артисты должны войти в одной трудовое поле.

Четкость в обсуждение внес Алексей Шалашов, директор Московской академической филармонии. Согласно его подсчетам, за последние 20 лет количество творческих сотрудников в филармонипи выросло на 80%, концертов — на 56%, а количество зрителей увеличилось всего в два раза. Шалашов искренне рад, что закон избавит руководителей от позорной разборки и морального испытания — доказывать артисту, почему его хотят уволить.

Однако если конкурсную комиссию будет возглавлять культурный руководитель, то эта аккредитация-не аккредитация, конкурс-не конкурс будет опять же субъективным. По-прежнему будет работать принцип симпатии, теперь только ограниченный законом. Такой точки зрения придерживается зам председателя Союза театральных деятелей Евгений Стеблов.

— Это может быть экономически целесообразно, но к существу искусства не применимо, — заявил он. Оказалось, его опасения по поводу закона вызваны только одной проблемой — социальной ответственности перед артистами. Ведь если человека уволили, ему нужна хоть какая-нибудь амортизация?

В этом Стеблова поддержал и Иксанов, и Григорий Ивлев, зам министра культуры. Выяснилось, что эту возможность минкульт учел и уже ведет совместно с одним из крупных порталов разработку актерской биржи труда. Кроме того, сообщил Ивлев, у нас в творческих коллективах имеется более 10000 вакансий. Чем не трудоустройство?

Словом, деятели искусства сошлись в том, что законопроект хорош и очень даже хорош. Он и контролирует обязательства с обеих сторон, и позволяет работать легче и качественнее... А те артисты, которые потеряли нужную форму или уже не соответствуют требованиям и труппы, и зрителя, будут вынуждены удалиться на покой. Не вечно же лежать трудовой книжке Волочковой в Большом театре! Единственным не решенным вопросом остаются критерии, по которым будут определять «качество» творчества. Скорее всего, это будет участие в текущих спектаклях, в постановке новых и общая творческая активность. Конечно, для цирка и балета срок в 5 лет не соответствует реальной картине. Но Минкульт решил не вмешиваться окончательно в детали творческой деятельности.

материал: Ольга Жаданова

Московский комсомолец

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе