24 мая 2010 ● Алена СОЛНЦЕВА
На самом деле вопрос этот уже давно решен по умолчанию. Но поскольку идея централизации и тотального контроля никак не оставит некоторые, склонные к быстрым решениям, головы, до сих пор наиболее оптимальным типом развитием для любого вида искусства представляется создание популярного и важного художественного произведения большой формы. Ожидание этого произведения, его окучивание и селекция -- главная цель культурной политики.
В ожидании такого произведения, равно для всех понятного, всеми одобренного, всех объединившего, всем понравившегося и ставшего наконец общей ценностью нации, создаются бюджеты, программы, премии и фестивали. Хоть «Большая книга», хоть «Золотая маска», хоть «Кинотавр». А потом эксперты разводят руками -- нету что-то у нас Большого произведения. Нет мейнстрима. Есть отдельные штуки -- какие-то несерьезные и немагистральные. Сюжеты невнятные, темы неглобальные, размеры незначительные. И о каждом из таких произведений тьма мнений. Одни говорят -- гениально, другие уверяют, что отвратительно, третьи вообще смеются, четвертым кажется, что нечто все-таки есть, но... В общем, сколько людей, столько суждений, а кому верить?