Прощай, веселый «Городничий»

Скончался актер и телеведущий, народный артист России Илья Олейников. Ему было 65 лет
Судьбу Олейникова как актера можно счесть и счастливой, и наоборот. Уроженец Кишинева, он с начала семидесятых годов прошлого века работал на сцене и эстраде, был лауреатом конкурса артистов эстрады, снимался в кино, но двадцать лет пролетели безо всякого следа. Только телепередача «Городок» принесла, наконец, Илье Львовичу заслуженную популярность. Именно «Городок», созданный Олейниковым вместе с Юрием Стояновым, стал совершенно уникальным проектом. В следующем году передаче исполнилось бы 20 лет — много ли вы помните телепрограмм, практически без стилистических изменений и ребрендинга просуществовавших такой срок на отечественном ТВ?
Почему «Городок» остался в памяти зрителей самого разного имущественного, культурного, образовательного уровня? Наверное, потому, что философия этого нехитрого набора гэгов кроется в нескольких строках песни, которая с 1994 года сопровождает финальные титры «Городка»:


— Где без спроса ходят в гости, где нет ни зависти, ни злости...


«Городок» был доброй передачей. Хотел ты или не хотел, к каждому из персонажей, в которых актеры талантливо и органично перевоплощались, нельзя было не испытывать симпатии. Своих героев — от профессора до бомжа, от генералиссимуса до гаишника, от пропойцы до бизнесмена — Олейников и Стоянов заставляли любить. А это очень трудная задача, заставить ненавидеть — куда проще.


Однако став всенародно любимым в «Городке», Олейников попал в ловушку: чем бы он ни занимался помимо телепрограммы — играл в кино, театре, сочинял и пел песни, ставил мюзикл, — его воспринимали только как «усача из «Городка». И это не могло не ранить артиста.


Несколько лет назад, когда Олейников написал и поставил первый и единственный свой мюзикл «Пророк» — своеобразная попытка переложить на сценический язык притчу о блудном сыне, — он был гостем радиопрограммы, которую в то время вел автор этих строк. Актер с нежностью и признательностью отзывался о зрителях, которые приходили на их со Стояновым концертные выступления (с ними актеры объехали всю страну), и в то же время был полон желания изменить свою творческую судьбу.


Не имея музыкального образования, он был очень одарен мелодически (успех на эстраде сына, участника успешного дуэта «Чай вдвоем» Дениса Клявера, Олейников с некоторой улыбкой относил на счет сильных генов). Одарен настолько, что смог создать партитуру авторского мюзикла, многопланового, сложного произведения. У «Пророка» была непростая судьба: когда Илье Львовичу отказали в финансировании те, в ком он был твердо уверен, он вложил в постановку собственные деньги и даже продал свою квартиру, чтобы все траты принять на себя. О творческой удаче или неудаче мюзикла можно было спорить, но сейчас ясно одно: то, что сделал Олейников, иначе как самоотверженным поступком назвать нельзя.


Олейников был из тех, о ком в народе традиционно говорят — «душа-человек». Он охотно делился со зрителями и читателями забавными историями из собственной биографии (а  их, как несложно себе представить, было множество), откровенно рассказывал о собственных отношениях с табаком и алкоголем, не скрывая ничего, был замечательным, щедрым на внимание собеседником, любящим отцом и дедом и, как говорят все, с кем ему доводилось работать на сцене и в кино, тонким и внимательным партнером.


Последнее время Илья Олейников много и тяжело болел — и вот сердце актера не выдержало.


Известия


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе