Пусть хотя бы на фото, пусть на бумаге…

Крышка смотрового люка. Дата постройки здания на его фасаде. Скамейка в парке. Реклама. Гидрант. Ручка входной двери. Агитационный плакат. Инициалы владельца дома на въездных воротах. Светофор. Страховой жетон на доме… Всё это – городские детали. Сами по себе они, может, и мало что значат для тысячелетнего города, но вместе они дают незабываемую и самобытную его сегодняшнюю атмосферу, удивительный сплав из мелочей разных времен ярославской культуры. 

Современная эпоха, как, впрочем, и любая другая, порой беспощадна к таким маленьким городским штучкам. Они, детальки, то и дело исчезают, безвозвратно тают, но в это время где-нибудь появляются новые. Это жизнь, с этим ничего не поделаешь, это и не хорошо, и не плохо. Это просто факт. Жизнь идет своим чередом. Но как же хочется сохранить эти крохотные разрозненные, затерянные кусочки большого паззла под названием «Город Ярославль»!

Пусть хотя бы на фото, пусть на бумаге…

Сто деталей Ярославля / Ян Александрович Левин. - Ярославль : Издатель Александр Рутман, 2009.

Последняя из могикан (Деталь № 99)

Потерпите же, малахитовые мои читатели. Пара страниц – и закончится мой унылый ряд деталек, и вы сможете вернуться к своей насыщенной, полной событиями реальной жизни. Прогулка по закоулкам и площадям Ярославля подходит к концу. Под занавес так и хочется присесть, отдохнуть, и может быть даже, подумать о высоком.

Но где же? Где так славно отдыхается и думается о высоком? В пятнадцатом микрорайоне Дзержинского района? На остановке автобуса 21-го маршрута «Сельхозтехника»? Нет. Не то. Многие поколения ярославцев отдыхали и отдыхают душой и телом на Волжской набережной. Пойдем сюда и мы, памятуя о стройных рядах дивных лавочек желтого цвета, с такими массивными чугунными боковинами-ножками.

Неразрывно связанной в сознании представляется наша чудо-набережная с этими самыми желто-чугунными лавочками. Настолько неразрывно, что просто как ушат холодной воды на голову, когда ты идешь над Волгой, и видишь, что такого романтичного, такого теплого сочетания черного чугуна с желтым деревом уже нет. Что все эти скамейки, установленные под липами в середине прошлого века, уже не существуют – они заменены безликими новоделами. Хотя нет. Вот она. Последняя из могикан. На всей набережной сохранилась лишь одна подобная скамейка – у беседки. Ложка меда в бочке дегтя. Удивительно, как можно было извести эти воистину нерушимые, истинно советско-имперские, скамейки – каждая боковина весит несколько десятков килограмм.

Но факт остается фактом – того романтичного облика набережной, к которому привыкло не одно поколение ярославцев, больше нет. Этот облик ушел из нашего восприятия незаметно, как незаметно меняется и вся окружающая нас реальность. Для этого изменения не нужно взрывать город, не требуется выжигать его напалмом подчистую. Достаточно того, чтобы осыпалась лепнина на старом особняке. Чтобы в двухвековом купеческом доме вставили пластиковые окна. Чтобы пробили на месте окна дверь. Чтобы унесли из сквера скульптуры пионеров. Чтобы залили асфальтом брусчатую мостовую. И вот когда убирают с набережной старые скамейки, ты оглядываешься, и понимаешь, что того Ярославля, в котором ты родился и вырос, уже нет.

Город обошла война. Невероятными усилиями в лихолетье удалось сохранить значительную часть храмов. Уникальная регулярная планировка также сохранена. Усадьбы, старые башни и монастырь на тех же местах стоит, и Которосль все так же несет под Стрелкой свои воды в Волгу. Все то же, все те же. Да вот незадача: ты оглядываешься однажды. Оглядываешься и видишь, что нет уже ТОГО города. Того, который ты помнишь еще десять, двадцать лет назад. А ведь он здесь, он никуда не делся.

Да вот просто с набережной убрали старые скамейки.

 

ЗЫ

Книга, которую вы только что долистали, необычна для нашего издательства. Это – бумажная реинкарнация темы «Ярославские детали, мой фото-проектик», которую открыл пользователь Masquerade на интернет-форуме Yarportal.Ru, в разделе «История и краеведение Ярославля и области», 27 апреля 2008 года.

Юзеры-читатели отреагировали в комментариях немедленно. Они предлагали свои «детали», сообщали, где еще в городе можно найти тот или иной кирпич с клеймом, а на пресловутые страховые доски вообще открылась настоящая охота. Каждый новый артефакт подогревал интерес. (Издатель, редакторы, дизайнер и близкие люди из нашего круга с удовольствием могут признать, что тоже испытали азарт включения в игру, смешанный с замечательным чувством облагораживающей зависти: ну почему не мне пришла в голову эта дивная идея?!)

Интернет-проекты не так уж редко превращаются в книги. Это бывает, когда твои тексты – сетевые дневники, путевые заметки, лирические письма (и в том же ряду стоят фотографии) – вызывают одобрение, и френды пишут тебе: «Да это можно прямо печатать!» Ведь авторитет напечатанного текста пока еще выше, чем текста виртуального. И часто, если это действительно выходит в свет, то вот именно «прямо» – как родилось в интернете. Со всей прелестью форумной речи, чуть ли не со смайликами.

Но эта книга необычна, поскольку не совсем типичен для Рунета, да и вообще для сегодняшнего времени, сам Masquerade, теперь aka [also known as] Ян Левин. Уже в первых его постах четыре года назад обращало на себя внимание чувство личной причастности автора Истории и Месту, нашему древнему городу. Не эгоцентризм и самолюбование на фоне популярных достопримечательностей, а столь редкое ныне понимание малости своего участия в бесконечном движении времени, эмоционально точная укорененность в истории.

Не случайно в газетном интервью на вопрос «А зачем, с твоей точки зрения, хранить старое?» Ян ответил: «Чтобы понимать свое место в жизни».

А ведь именно для этого нам – и каждому лично, и обществу в целом – необходимо краеведение! В недавнем интервью на улицах нашего города на вопрос, кто такой Ярослав Мудрый, многие земляки терялись с ответом: царь? полководец?... И вообще – «я не знаю, мне не интересно».

Может ли краеведение быть доходчивым и интересным? «Детали» Яна свидетельствовали: без «журнализма», без пошлости, когда знание подменяется откровенной желтизной, вполне можно обойтись. Нужно просто шире посмотреть на жизнь своего города. Поднять голову. Взглянуть под ноги. Просто остановиться и оглядеться, прислушиваясь к тихому голосу прошлого. И тогда увидишь больший диапазон объектов: и важные, серьезные, и – детали-нюансы. Которые даже можно потрогать.

Увлечение родными артефактами – это, конечно же, не открытие Яна. В Сети оно зафиксировано уже на первых порах становления Рунета, и с годами растет. На Западе все началось много раньше, но там, кстати, и в большой науке стали больше обращать внимание на так называемую культуру повседневности еще тогда, когда мы продолжали делать вид, что зубрим «три источника и три составные части».

Краеведческое знание рождается от любви к своему краю. А любовь всегда отважна в своей субъективности. Профессиональные историки морщатся, мол, краеведение – не наука. Обиженные родиноведы, стесняясь ли своей любви, или тщась встать в один ряд с критиками, старательно прячут эту свою методологическую субъективность… Новизна краеведения от Masquerade – в отважной декларации права на личный взгляд. И в не менее смелом отказе как от преданности узкой псевдонаучной теме, так и от претензий на наукообразные обобщения. Автор просто с интересом и с умом смотрел на город широко открытыми глазами.

У буквального, «в лоб», перенесения сетевых текстов на бумагу есть слабые места. Для издательства это первый опыт, на чужие грабли наступать не хотелось. Прежде всего, нужно было выработать принципы работы с текстом, нарочито свободным от традиционных литературных норм. Удалось это не без боли, в ходе бурных дискуссий – оставить ли в неприкосновенности талантливую самобытность автора (святая заповедь хорошей редактуры) или бестрепетно резать и перекраивать, потому что так не пишут (вторая святая заповедь). Автор желал говорить на своем языке – современном, разговорном, даже сленговом. Редакторы – сторонники классических ценностей, но не ханжи. Да, жизнь идет вперед, и язык развивается. И прекрасно. В этом мы достигли взаимопонимания.

Но книга-то краеведческая: фактов – море. И вот здесь пришлось подойти к исходному тексту куда серьезнее. Провозглашенная субъективность – не индульгенция на ошибки. Пришлось прибегнуть к консультациям специалистов. Ян слабо сопротивлялся: но ведь это мое виденье! и ошибки, в конце концов, мои! Он боялся чуждой ему «научности». Отдадим ему должное. Кроме профессиональных добродетелей пишущего: свежего взгляда, наблюдательности, остроумия, вкуса – у него есть, конечно, и упрямство – но в меру…

Эта книга выходит всего лишь за год до 1000-летия Ярославля. И будет юбилей, и будут парадные альбомы. Но торжества пройдут, фейерверки погаснут. А город останется. И останутся детали прошлого – живая память его долгой истории. И прав автор: из них-то, деталек, и складывается образ Ярославля, не буклетно-открыточный, а жизненный. Вот это и показал впервые Ян Левин. А удалось ли нам не испортить его идею – судить уже вам.

 

Анастасия Маслова и Александр Рутман

Алексей Лобанов / "Прошлое и думы..."

 


 

От редакции "КЭ"

Книга "Сто деталей Ярославля" Яна Левина выходит в издательстве Александра Рутмана через месяц.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе